Navigation bar
  Print document Start Previous page
 171 of 825 
Next page End  

Впоследствии, в средние века, научная мысль вообще и медицинская в частности вновь
оказывается во власти мистики и схоластики. Особенно ярко это отмечалось в период раннего
Ренессанса с его процессами психически и нервнобольных и казнями ведьм. Существовали детально
разработанные пособия по диагностике ведовства и одержимости демонами (достаточно вспомнить
«Молот ведьм», опубликованный в 1487 г. доминиканскими монахами Шпренгером и Иститориусом).
По всей Европе на протяжении столетий пылали костры инквизиции, на которых сжигали заживо
депрессивных больных с идеями самообвинения, лиц с истерическими расстройствами в сумеречном
состоянии, параноиков с бредом преследования да и зачастую с индуцированным помешательством,
охватывающим временами целые деревни (последняя «колдунья» погибла в 1782 г.!).
И лишь в XVIII в., во времена Великой французской революции, стимулировавшей коренные
изменения всей структуры Средней Европы и одновременно с этим прогресс целого ряда наук, в том
числе и медицины, был нанесен удар по вековым суевериям, сопряженным с психическими
заболеваниями. Именно в этот период, в эпоху Пинеля (Pinel Ph., 1745-1826), закладываются истинно
научные предпосылки дальнейшего развития психиатрии в целом и психотерапии. По разрешению
Центрального бюро коммуны Пинель снимает цепи с душевнобольных в Бисетре в 1793 г., что явилось
переломным моментом в психиатрии — к лицам с психическими расстройствами стали относиться как
к обыкновенным больным, которые нуждаются в хорошем обращении и лечении. Пинель заложил
основы лечебного режима пребывания и условий содержания душевнобольных, что в дальнейшем,
через полтора столетия послужило основными предпосылками возникновения научно обоснованной
терапии средой, социотерапии, коллективной психотерапии.
В это же время, в 1776 г., была предпринята первая, весьма наивная попытка научного
объяснения лечебного влияния внушения в виде теории «животного магнетизма» Месмера (Mesmer F.
А., 1734-1815). Опыты магнетизеров будоражили умы конца XVIII — начала XIX в. В 1841 г. на
выступлении магнетизера Лафонтена с целью разоблачить мошенничество месмериста присутствовал
английский врач Брэд (Breid J.). Увиденное им заставило Брэда повторно посетить эти сеансы и
приступить к самостоятельным опытам. Посредством фиксации взгляда Брэд довольно быстро усыпил
своего знакомого и тщательно описал происходящие изменения с испытуемым. (Будет несправедливым
не отметить, что фиксация взгляда была впервые применена португальским аббатом Фариа, который
описал ее как метод фасцинации еще в 1813 г. Состояние, вызываемое фасцинацией, он называл
«люцидным сном».) Круг испытуемых у Брэда ширился, все более уточнялись детали и способы
усыпления. Брэд считал, что вызываемое им состояние — это искусственный нервный сон,
возникающий вследствие концентрации внимания и утомления взора. Это состояние он определил
специальным термином — гипноз, что, собственно, по-гречески и означает сон. Всю свою дальнейшую
жизнь Брэд посвятил изучению гипноза. Свой опыт он обобщил в монографии «Неврогипнология»
(1843), в которой детально и подробно описано многое из того, что в дальнейшем переоткрывалось
вторично из-за незнания трудов Брэда. Брэд решительно опровергал флюидные представления о
гипнозе и излагал нейрофизиологическую его теорию, согласно которой гипнотическое состояние
возникает при зрительной фиксации. В последние годы жизни Брэд допускал развитие гипнотического
состояния и при словесном внушении. Умер он в 1860 году. В этом же году во Франции вышло
несколько книг, где в общих чертах был описан метод вызывания искусственного сна и его лечебного
применения.
Продолжателем дела Брэда стал врач Льебо (Liebault А. А.) из Нанси (Франция), которому в 1860
г. попалась книга с описанием нового метода лечения больных, разработанного Брэдом. Льебо, испытав
несколько вариантов усыпления больных, предложил вызывать гипнотический сон, внушая пациенту
представления о засыпании неторопливым тихим голосом. Гипнотический сон Льебо разделил на
несколько степеней и тщательно описал характерные признаки каждой из них. Заслуга Льебо
заключается в том, что он первым систематически использовал словесное внушение в терапевтических
целях, уделяя основное внимание психологическим аспектам гипноза. В 1866 г. он подытожил свои
наблюдения в книге «Сон и подобные ему состояния...», где отстаивал естественнонаучный взгляд на
природу гипноза. Медицинское сообщество встретило этот труд глухим молчанием. И лишь в 1882 г.
главный терапевт медицинского факультета в Нанси Дюмон решил использовать словесное внушение в
гипнотическом состоянии для лечения больных в психиатрическом приюте Марвиль. Он приглашает к
Hosted by uCoz