сотрудничеству Льебо, который охотно делится своим опытом. Вскоре эта работа привлекла внимание
профессора терапевтической клиники Бернгейма (Bernheim H.). Он применяет гипноз в своей клинике и
настолько широко вводит его в практику, что лечение словесным внушением используется на равных
правах с другими лечебными методами. Бернгейм и до этого практиковал гипноз, опираясь на технику
Шарко (Charcot J. М.), но случаи гипнотизации удавались редко, а используя технические приемы Льебо,
Бернгейм вызывал гипнотическое состояние у 90% пациентов. Вокруг Льебо, Бернгейма, Дюмона и
тогда еще молодого исследователя Бони формируется круг нансийских ученых, интересовавшихся
проблемами внушения и гипноза, разделявших точку зрения Льебо и Бернгейма, что гипноз это
психологически нормальный феномен, вызываемый внушением. Круг исследователей возрос,
появлялись новые факты, расширялась база теоретических оснований. Так возникла Нансийская школа
гипноза, или школа Бернгейма.
Несколько раньше в Париже, в госпитале Сальпетриер знаменитый невропатолог того времени
Шарко изучал явления гипнотизма в связи с проверкой теории и метода металлотерапии. Но особенно
интенсивно Шарко начинает изучать гипноз и в клинических наблюдениях, и в специальных
экспериментах после посещения выступлений магнетизера Донато. Шарко приходит к выводу, что
гипноз является патологическим состоянием искусственным истерическим неврозом. Слушать
лекции известного Шарко с яркими показательными демонстрациями съезжались врачи со всех концов
Европы. Вокруг Шарко сосредоточиваются многие видные ученые Парижа. Они вели свои
исследования в том же русле, разделяя в общем предложенную Шарко точку зрения. Так возникла
Сальпетриерская школа, или школа Шарко.
Между двумя научными школами шла ожесточенная многолетняя борьба, развернувшаяся на
страницах медицинской печати и конгрессах. По характеру взглядов Сальпетриерская школа во главе с
Шарко считалась физиологической, а Нансийская, возглавляемая Бернгеймом, психологической.
Сальпетриерская школа рассматривала гипнотическое состояние как экспериментально вызванное
невротическое расстройство, или искусственный невроз, разнообразные проявления которого зависели
от воли экспериментатора. Способы вызывания гипнотического состояния могли быть как
физическими, так и психическими. Согласно взглядам Нансийской школы, гипноз это особое
психическое состояние или сон, вызванный непосредственно внушением. Состояние гипноза можно
вызвать у совершенно здоровых людей, и это состояние ничего болезненного собой не представляет, а,
напротив, благодаря повышению восприимчивости человека к внушениям во время гипнотического
состояния последнее является важным и действенным методом лечения различных расстройств. В
конечном итоге взгляды Нансийской школы были поддержаны большинством исследователей в области
гипноза.
В России изучением гипноза занимались многие видные ученые своего времени. К 80-м гг. XIX
в. относится усиленная научная разработка гипноза как лечебного метода, что оказало, в свою очередь,
большое влияние на выяснение этиологической роли психогенных факторов в развитии неврозов.
Гипноз стал началом всей научной психотерапии, во всем многообразии ее методов. В 1872 г. Тьюк
(Tuke D. Н.) впервые ввел в научный обиход термин психотерапия. Апогеем интереса к гипнозу стал
Первый интернациональный конгресс «Гипнотизм экспериментальный и лечебный», проходивший в
Париже в августе 1889 г. под почетным председательством Шарко. В конгрессе участвовали Льебо,
Бернгейм, Дежерин (Dejerine J.), Жане (Janet P.), Форель (Forel А.), Фрейд (Freud S.), В. М. Бехтерев и
многие другие известные ученые, что подтверждало большой интерес и официальное признание этого
вида психотерапии.
Школа Нанси начала проявлять меньше интереса к гипнозу, когда стала приписывать большее
значение внушению, чем самому гипнозу. Фармацевт из Нанси Куэ (Coue E.), посещавший лекции
Бернгейма, ввел самовнушение, которое неожиданно получило большую известность. Куэ в 1910 г.
открыл в Нанси собственную клинику, где лечил по своей методике. В разработку метода лечебного
самовнушения внесли вклад И. Р. Тарханов, В.М. Бехтерев, А. Я. Боткин, разработав собственные
оригинальные приемы. Скромная по содержанию формула самовнушения Куэ явилась отправной
точкой для начала поиска более эффективных путей психотерапевтических влияний аутогенного плана и
легла в основу таких методов, как аутогенная тренировка, биологическая обратная связь, релаксация и
др.
|