С конца 90-х г. XIX в., как реакция на чрезмерную экспансию гипноза, стали разрабатываться
принципиально иные методы психотерапевтических воздействий. Говоря о стыке веков, нельзя не
вспомнить о том, что это было переходное время от постклассицизма к модерну в литературе и
искусстве, математика окончательно уступает «пальму первенства» физике, стремительно развивается
психология. Это переходное время в России получает поэтическое название «Серебряный век».
В Швейцарии увлеченно занимается психотерапией невропатолог Дюбуа (Dubois P.), он был
знаком с работами Шарко и Льебо, посещал Бернгейма в Нанси, одно время был увлечен гипнозом, но
по мере накопления наблюдений полностью отошел от гипноза и внушения, разработал метод
рациональной психотерапии,
противопоставил его гипнозу и описал в книге «Психоневрозы и их
психическое лечение». Направление психотерапии, заложенное Дюбуа, несомненно явилось
принципиально новым и не утратило своего значения и в настоящее время. Рациональная психотерапия
в качестве одного из элементов входит практически во все виды психотерапии, без нее затруднительно
начало любого ее вида. Взгляды Дюбуа критиковались, в первую очередь из-за избегания
эмоциональной поддержки пациента. В 1910 г. французский невропатолог Дежерин, критикуя прямое
внушение, с одной стороны, и рациональную психотерапию с другой, предложил метод
психотерапии посредством убеждения, основанный на безусловном эмоциональном доверии пациента
к врачу. Оригинальный психотерапевтический метод «арететерапия» был предложен в 1908 г.
русским врачом-терапевтом А. И. Яроцким (см. Арететерапия Яроцкого), профессором медицинского
факультета Юрьевского университета. Это психотерапевтическое воздействие опиралось на высшие
проявления духовной жизни, а именно на нравственные стороны человеческой личности. Истинная
причина заболевания, по убеждению А. И. Яроцкого, находится в глубоких пластах духовной жизни, с
чем он и связывал роль предложенного им метода в сохранении и восстановлении здоровья человека.
Своеобразный метод психотерапии был предложен немецким врачом Марциновским
(Marcinowski J.) в 1909 г. (см. Психотерапия миросозерцанием по Марциновскому),
суть которого
заключалась в формировании у пациентов целительного духовного миросозерцания, в результате чего
пациент поднимается над своей страдающей, обремененной проблемами личностью и начинает видеть
себя частицей человечества в целом и вообще всей Природы. Возвращая личность страдающего
пациента в лоно общечеловеческих и духовных ценностей через осознание своей индивидуальности и
самоценности собственного существования, достигается изменение болезненных представлений,
снижение и исчезновение нервности и тревожности. Психотерапия идеалами проходит в теплой и
открытой атмосфере, располагающей пациента к доверительному общению с врачом.
Сравнивая методы психотерапии Дежерина и Марциновского с некоторыми современными
подходами, можно увидеть нечто общее и с гуманистической школой, и с экзистенциальным
направлением в психотерапии.
В 1895 г. Брейер (Breuer J.) и Фрейд публикуют совместную работу «Исследования по истерии»,
где описан психокатарсический метод лечения истерических расстройств. Для достижения лечебного
эффекта находящемуся в гипнотическом сне пациенту предлагалось вспомнить о событиях, которые
предположительно вызывали тот или иной симптом. Феномен избавления от симптома при
воспоминаниях в состоянии гипнотического сна о психотравмирующей ситуации Брейер назвал
«катарсисом» (см. Психокатарсический метод Брейера).
Фрейд считал, что метод катарсического
отреагирования Брейера дал ему ключ к пониманию истерии. В этом же году Фрейд отказывается от
использования гипноза и начинает развивать психотерапевтическую систему, основанную на
выявлении особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми
мотивами, психоанализ. Фрейд тщательно занимался самоанализом,
и многие его теоретические
рассуждения основывались на собственных невротических расстройствах. Идеи Фрейда обрели
популярность в среде студентов, практикующих врачей, художников и писателей, образованных людей
того времени. Однако его теоретические представления о доминировании сексуального в жизни
человека вызвали жесткую критику со стороны ученых мира. Фрейд стал первым теоретиком, указавшим
на важность исследования детства для понимания природы психики человека. В период с 1900 по 1910
г. профессиональное положение Фрейда значительно упрочилось, частная практика процветала, пришло
международное признание, ширились ряды последователей.
В 1911 г. из-за теоретических расхождений с Фрейдом Общество покидает один из любимых его
|