учеников Адлер (Adler A.) основатель индивидуальной психологии, идеи которого стали
распространяться по всей Европе. Адлер утверждал, что цели и ожидания человека больше влияют на
поведение, чем прошлый опыт, а основным побудительным мотивом является достижение
превосходства и адаптация к среде. Он подчеркивал значительное влияние социума на каждого
человека и большую важность социальных интересов чувства общности, кооперации и альтруизма.
Адлер отвергал антагонизм сознательного и бессознательного в человеке. Одним из первых он
привлек внимание к роли неправильного семейного воспитания эмоционального отвержения и
попустительства в возникновении неврозов. В 1914 г. от Фрейда отошел и швейцарский психиатр
Юнг (Jung С. G.), которого первый считал своим духовным сыном и наследником психоаналитической
школы. Юнг разработал собственную аналитическую психологию, в
которой интерпретировал либидо
не как сексуальную энергию, а как жизненную энергию вообще, где секс присутствует как один из
компонентов. Он ввел понятие коллективного бессознательного как наиболее глубокого уровня
психической деятельности, содержащего в себе архетипы (врожденный опыт прошлых поколений).
В 1914 г. мир всколыхнула Первая мировая война, в которую были вовлечены не только страны
Европы, но и США. Наблюдая эту кровавую бойню, Фрейд развивает тезис, что агрессия является такой
же побудительной силой, как и секс. Это стало еще одним поворотным пунктом в системе психоанализа
и дополнило теорию Фрейда об общем психическом развитии человека. Психоанализ приобрел статус
законченной и целостной теоретической системы, включавшей в себя теории общего психического и
психосексуального развития человека, психологического происхождения неврозов и
психоаналитической терапии. В дальнейшем последователи психоанализа разрабатывали собственные
теории, опираясь на эти три прочные основы. Помимо индивидуальной психологии Адлера и
аналитической психологии Юнга психоанализ Фрейда явился основой активной аналитической
терапии Штекеля (Stekel. W.), волевой теории Ранка (Rank О.), интерперсональной психотерапии
Салливана (Sullivan H. S.), характерологического анализа Райха (Reich W.), интенсивной психотерапии
Фромм-Райхманн (Fromm-Reichmann F.), Эго-анализа Кляйн (Klein M.), характерологического анализа
Хорни (Horney K.), гуманистического психоанализа (Fromm Е.) и многих других. Период создания этих
теорий охватывает десятилетия как до Второй мировой войны, так и после нее. В последние годы
жизни Фрейд в своих работах все больше уделял внимание психоаналитическому толкованию развития
общества. Психоанализ оказал влияние не только на психиатрию и психологию, но и на литературу и
искусство, культурологию, антропологию и социологию. Не случайно Фрейда причисляют к
выдающимся ученым XX в. После того как к власти в Германии пришли фашисты, официальная их
позиция в отношении к психоанализу нашла свое отражение в публичном сожжении книг Фрейда в мае
1933 г. Многие евреи, ученики Фрейда, психологи и психоаналитики, эмигрировали в другие страны,
в основном в США, начиная уже с 1934 г. Фрейд оставался в Вене до 1938 г., а когда германские войска
вошли в Австрию выехал в Англию, где и умер в 1939 г. С тех пор мировым центром психоанализа
стали США.
В России интерес к психоанализу опосредовался клинической проверкой гипотез Фрейда и имел
как своих сторонников, так и противников (см. Психоанализ в России).
Внутренняя логика развития отечественной психотерапии соответствовала теоретическим
исследованиям таких ведущих ученых с мировым именем, как академики В. М. Бехтерев и И. П. Павлов
(лауреат Нобелевской премии 1904 г.), которые продолжали разработку учения о нервизме, основы
которого были заложены И. М. Сеченовым и плеядой выдающихся русских врачей XIX в. С. Г.
Зыбелиным, М. Я. Мудровым, И. Е. Дядьковским, Г. А. Захарьиным, В. А. Манассеиным, С. П.
Боткиным. Экспериментальное изучение высшей нервной деятельности в лабораториях И. П. Павлова,
выделение типов нервной деятельности (физиологический эквивалент темперамента), взаимосвязей
между первой и второй сигнальными системами привело к теоретическому обоснованию
экспериментальных неврозов, которое И. П. Павлов перенес в клинику нервных болезней. Таким
образом был заложен методологический фундамент патофизиологической теории неврозов и их
психотерапии. Это направление получило название павловская психотерапия. Его представители
использовали на практике экспериментальные данные о возникновении и угашении условных
рефлексов, понятия о торможении, иррадиации, индукции, фазовых состояниях. Этими терминами
описывался и сам психотерапевтический процесс. Павловская психотерапия привлекла внимание
|