многих врачей и исследователей, которые в теории и на практике развивали и дополняли ее новыми
данными. Б. Н. Бирман разработал в 1930-е гг. глубокую аналитически-диалектическую психотерапию,
отводя ведущую роль исправлению извращенной целевой социо-рефлекторной установки
невротической личности посредством социо-рефлексотерапии. К. И. Платонов в систематических
экспериментальных исследованиях изучал гипноз и его использование в терапевтических целях,
опираясь на физиологическое воздействие вербальных стимулов на кору головного мозга. Объяснение,
убеждение и суггестивное влияние, воздействуя на динамику корковых процессов, изменяют в
желаемом направлении сознание пациента, его эмоциональную сферу, эндокринно-вегетативные и
другие физиологические процессы. Значительный вклад в развитие павловской школы в психотерапии
внесли также П. И. Буль, М. С. Лебединский, И. Е. Вольперт, А. П. Слободяник, А. М. Свядощ, В. Е.
Рожнов и многие другие.
Большим авторитетом в психиатрических кругах Москвы пользовался известный психотерапевт
С. И. Консторум (1890-1950). Он разработал оригинальный подход, названный им активирующей
психотерапией, которая имела своей целью перестройку неадекватно переживающей и реагирующей
психики не только и не столько путем словесного обращения к интеллекту и эмоциям больного, к его
мироощущению и мировоззрению, сколько через изменение и корригирование его мироотношения.
Активирующая психотерапия С. И. Консторума включала разъяснение роли целенаправленности и воли
пациента к здоровью, обратимости имеющихся расстройств в сочетании с суггестивной психотерапией.
Результаты научной и практической деятельности С. И. Консторума были опубликованы в книге «Опыт
практической психотерапии» в 1959 г. уже после его смерти (см. Биопсихотерапия по Консторуму).
В 1930-1940-е гг. в Ленинграде была разработана патогенетическая психотерапия, теоретическую
основу которой составила психология отношений В. Н. Мясищева (1893-1973). Ученик В. М. Бехтерева,
А. Ф. Лазурского, М. Я. Басова, В. Н. Мясищев развил теоретические представления о
взаимоотношениях личности и среды своих учителей и развил концепцию психологии личности как
системы отношений индивида к окружающей действительности, в отличие от обычного понимания,
рассматривающего личность как систему функций. На основании психологии отношений В. Н. Мясищев
в 1939 г. сформулировал клинико-патогенетическую концепцию неврозов, согласно которой основным
патогенным звеном в возникновении невротических расстройств выступают противоречия в
тенденциях и возможностях личности с требованиями и возможностями, предоставляемыми средой и
воспринимаемыми личностью как неразрешимые. Теоретические положения В. Н. Мясищева были
развиты его соратниками, учениками и последователями Е. С. Авербухом, Е. К. Яковлевой, Т. Я.
Хвиливицким, Р. А. Зачепицким, А. Я. Страумитом. Таковы были истоки Ленинградской (Санкт-
Петербургской) личностно-ориентированной школы психотерапии (см. Патогенетическая
психотерапия Мясищева).
Вернемся вновь к началу XX в. В 1913 г. в США журнал «Психологическое обозрение» публикует
статью молодого профессора Университета Хопкинса Уотсона (Watson J. В.), в которой он критиковал
структурную и функциональную психологию, доминировавшую в то время, и призывал рассматривать
психологию как объективную экспериментальную область естественных наук, основной теоретической
задачей которой должно быть прогнозирование поведения человека и управление поведением. С этого
момента начинает свое развитие бихевиоризм как отдельное направление в психологии,
антагонистичное психоаналитической системе и определившее теоретические основы поведенческой
психотерапии.
Значительное влияние на формирование бихевиоризма оказали условно-рефлекторная
теория И. П. Павлова и теория сочетательных рефлексов В. М. Бехтерева. И. П. Павлов
продемонстрировал в своих экспериментах, что высшая нервная деятельность может описываться в
терминах физиологии, на подопытных животных и без привлечения понятия сознания. Условные
рефлексы И. П. Павлова предоставили науке базовый элемент поведения, посредством которого можно
было изучать сложное и многогранное поведение человека в лабораторных условиях. Уотсон
воспользовался этой идеей и сделал ее основой своей программы. И. П. Павлов с удовлетворением
отмечал, что работы Уотсона и дальнейшее развитие бихевиоризма в США являются убедительным
подтверждением его идей и методов. В. М. Бехтерев опубликовал свои представления о сочетательных
рефлексах в семитомнике «Основы учения о функциях мозга» (1903-1907). Он полагал, что поведение
высшего уровня можно объяснить как сочетание или накопление моторных рефлексов более низкого
|