уровня. Процессам мышления присущ аналогичный характер в том смысле, что они зависят от
внутренних действий речевой мускулатуры это положение и было развито позднее Уотсоном.
«Основы учения о функциях мозга» были переведены на немецкий и французский языки в 1913 г.,
именно в это время книгу и прочитал Уотсон. Бихевиоризм Уотсона представлял собой попытку
построить науку, свободную от менталистских понятий и субъективных методов, науку столь же
объективную и здравомыслящую, как и физика. Это означало, что все сферы поведения должны были
рассматриваться в объективных терминах «стимул реакция». Уотсон разработал программу
оздоровления общества экспериментальную этику, основанную на принципах бихевиоризма.
Несмотря на то, что эта программа так и не достигла поставленных целей, сам Уотсон получил широкое
признание как основатель крупной научной школы.
К 1930 г. бихевиоризм представлял собой уже известную научную школу и в дальнейшем
продолжил свое развитие в работах необихевиористов Толмена (Tolman E. С.), Халла (Hull С. L.) и
Скиннера (Skinner В. F.), опиравшихся на принципы операционизма Бриджмена (Bridgmen P. U.). Толмен
в 1932 г. описал собственную систему бихевиоризма, определяющую целенаправленность поведения,
ввел важное для бихевиоризма понятие промежуточной переменной и латентного научения, чем оказал
большое влияние на дальнейшее развитие теории научения. Халл дополнил теорию научения законом о
первичном и вторичном подкреплении, ввел в науку гипотетико-дедуктивный метод, как он считал
единственно адекватный метод бихевиоризма. Самой влиятельной фигурой необихевиоризма на
протяжении нескольких десятилетий являлся Скиннер (всеобщее признание его пришлось на
послевоенные годы). Он выдвинул концепцию оперантного научения, согласно которой организм
приобретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их, и только после этого внешний
стимул вызывает реакции. Речь человека Скиннер считал вербальным поведением, и, как любое
поведение, она подлежит подкреплению, прогнозированию и управлению. Взгляды на природу
процесса научения вышли за пределы лабораторий и воплотились в концепции программированного
обучения. Начиная с 1950-х гг. методы оперантного обусловливания распространились на
психотерапевтическую практику и воплотились в поведенческой психотерапии, главной целью которой
стало формирование и укрепление способности к действиям, приобретение техник, позволяющих
улучшить самоконтроль. Сам термин «поведенческая психотерапия» вошел в историю с 1953 г. 1950-
1960-е гг. период становления поведенческой психотерапии как самостоятельного направления.
Работы Вольпе (Wolpe J.) и Лазаруса (Lazarus А. А.) в ЮАР, Шапиро (Shapiro D.) и Айзенка (Eysenck H. J.)
в Англии, Азрина (Azrin N. Н.) и Айллона (Ayllon Т.) в США привели к растущей популярности
поведенческой психотерапии в 1960-1970-е гг., когда она стала одним из ведущих направлений
мировой психотерапии. Мощным толчком для дальнейшего развития бихевиоризма и поведенческой
психотерапии явилась социальная когнитивная теория Бандуры (Bandura А.), определившая социально-
бихевиористский подход в психологии. Социальное научение, согласно теории Бандуры, формируется
через наблюдение. Одно лишь наблюдение за моделью позволяет формировать новые стереотипы
поведения, ранее отсутствовавшие у животного или человека. В дальнейшем это привело к
теоретическим обобщениям, получившим название концепции самоэффективности.
Последующий отход от первоначальной парадигмы поведенческой психотерапии (стимул
реакция), рассматривающий когниции как промежуточные переменные, как структурирующие и
регуляционные компоненты эмоциональных, мотивационных и моторных процессов, отражают теории
Эллиса (Ellis А.) и Бека (Beck А. Т.). В рационально-эмоциональной психотерапии главной
промежуточной переменной являются рациональные и иррациональные когниции. В когнитивной
психотерапии определяющей переменной являются реалистичные и нереалистичные (связанные с
ошибками в когнитивных выводах) когниции. И Элис, и Бек признают связь когнитивных и
поведенческих переменных при доминирующем значении первых. С их точки зрения, центром
воздействия психотерапии должны быть промежуточные когнитивные переменные.
Попытка интеграции когнитивного и поведенческого подходов связана с именем Мейхенбаума
(Meichenbaum D.). Его работы можно рассматривать как дальнейшее развитие идей А. Р. Лурия и Л. С.
Выготского о внутренней речи. Разработанные им методика самоинструктирования, прививка против
стресса представляют собой способы овладения внутренней речью в виде самовербализации.
Таково же направление работ Махони (Mahoney M. J.), рассматривающего когнитивные
|