3. Применяющие психофизическую регуляцию с включением в психотехнический процесс
соматический фактор (тантрическая Й. в буддизме и индуизме, «внутренняя алхимия» в даосизме). В
психотерапию Й. вошла в форме, адаптированной к задачам регуляции психосоматических связей, не
учитывая глубинных религиозно-культурных корней комплексности и последовательности ее этапов. В
частности, медицинский подход недостаточно внимательно относится к нравственно-этической
подготовке личности перед психофизиологическими упражнениями. Опытные учителя (гуру)
предупреждают, что без этической подготовки заниматься Й. опасно (Sivanada Swami, 1960).
Классическая Й. включает в себя восемь ступеней:
Этические
1) яма;
2) нияма;
Физиологические
3) асана;
4) пранаяма;
Психологические
5) пратьяхара;
6) дхарана;
7) дхьяна;
8) самадхи.
Яма это этические правила поведения, выполнение которых способствует «психическому
очищению». Принципы ямы включают воздержание от проявления зла по отношению ко всему живому,
милосердие, правдивость, доверительность, неподкупность, нестяжательство, контроль над чувствами и
желаниями, половое воздержание, ограничение питания и др. Следование этим принципам является
необходимым условием медитации.
Считается, что по мере ужесточения воздержания увеличивается
способность к психической саморегуляции.
Нияма свод приемов, предназначенных для «внешнего очищения», нормализации
деятельности внутренних органов. Это достигается с помощью очистительных процедур, умеренного
питания. Развивая принцип воздержания, нияма рекомендует избегать излишних разговоров,
производить только целесообразные движения, говорить мало, медленно и мягко, посредством чего
устанавливается контроль над мыслями, ибо речь есть «рассеивание ума».
Следующие две ступени асана и пранаяма составляют так называемую хатха-Й., целью
которой является совершенствование тела, освобождение его от склонности к усталости и замедление
процесса разрушения и старения. Согласно учению йогов, в организме человека постоянно циркулирует
по меридианам-каналам энергия Прана, формой проявления которой является взаимодействие двух
противоположностей ха (Индия) или ян (Китай) (положительная сила, энергия Солнца) и тха (Индия)
или инь (Китай) (отрицательная сила, энергия Луны). Задача хатха-Й. состоит в гармонизации этих двух
начал.
Асаны это специальные позы, пребывание в которых, согласно Патанджали, приводит к
прекращению борьбы между ян и инь. С. А. Гуревич (1985) отмечает тройное воздействие асан на
человека: физическое, психическое и, наконец, терапевтическое влияние на деятельность внутренних
органов и желез внутренней секреции. Одна из целей асан противостоять дискинетической
активности гладкой мускулатуры, возникающей при стрессах. Приобретая способность неподвижно
пребывать в одной из этих поз, человек улучшает свои возможности концентрации сознания.
Пранаяма управление жизненной энергией (биоэнергетикой) посредством контроля дыхания.
Связь между дыханием и психическим состоянием человека была замечена йогами в глубокой
древности: при психическом напряжении отмечается задержка дыхания, облегчение сопровождается
более или менее глубоким выдохом («вздох облегчения»). Правильное дыхание способствует ясности
ума. Рамачарака (1915) считает ошибочным сведение пранаямы к контролю дыхания. Он пишет, что
управление дыханием в различных дыхательных упражнениях служит для замедления метаболизма и
высвобождения некоторого количества жизненной энергии, обычно расходуемой на нужды тела.
Однако это лишь опосредованный способ управления жизненной энергией. Цель же состоит в полном
овладении ею, и эта цель достигается посредством различных йогических практик. Зрелые йоги
|