демонстрируют свое умение останавливать сердце, не дышать по желанию, в прошлом некоторые йоги
давали закапывать себя в землю на несколько дней.
Пратьяхара это самоуглубление, отвлечение от чувств. Жизненная энергия отводится от
органов чувств, и медитирующий йог, судя по записи биотоков его мозга, больше не реагирует на
бесконечный поток стимулов из внешнего мира. Патанджали определяет самоуглубление как
возвращение чувств к первоначальной чистоте путем отвлечения от объектов. Вивекананда (1911)
выделяет два этапа в освоении пратьяхары. Первый связан с «выключением чувств», для чего
рекомендуется позволить мыслям блуждать, пассивно наблюдая за тем, о чем думается, не стараясь
остановить мысль. По существу, на этом этапе пратьяхара аналогична методу свободных ассоциаций. На
втором этапе задачей является освобождение мыслей о теле, ощущение полного «растворения» тела:
практикующийся представляет, как каждая часть тела от ног к голове «уходит в бесконечность».
Дхарана концентрация (фиксирование внимания) на определенном объекте. Это упражнения в
планомерной сосредоточенности, которые существенно не отличаются от приемов пратьяхары. Дхарана
это пратьяхара на объект (например, кончик носа), вчувствование в объект.
Дхьяна медитация. Это концентрация на отвлеченных идеях (любовь, чистота, уверенность и
т. п.). Всякие предметные (образные) формы созерцания исключаются. Сосредоточение направляется на
идею, смысл, не связанный с какой-либо конкретной формой. Такое состояние, как правило,
сопровождается экстазом и называется самадхи.
Самадхи озарение, состояние сознавания, или постижения, Истины. Это состояние не
поддается описанию, поскольку в поле сознания нет ничего, к чему могли бы относиться слова. В
данном случае можно говорить о высвобождении реликтовых форм дологического мышления, которое
непосредственно связано с континуальным (глубинным) потоком сознания. Этот вид сознания
присутствует в нас, но остается скрытым логико-структурированным мышлением. Таким образом,
просветление наступает тогда, когда человек освобождается от привязанности к слову и знаку. Надо
реализовать то состояние сознания, которое максимально благоприятствует непосредственному
переживанию психологического опыта (вне словесной передачи). Необходимо «опустошить сознание»
до полного отсутствия мыслей или образов для управления континуальным потоком сознания такого
сознания, которое открывается после снятия вербализации. Этим методом и является медитация (Абаев
Н. В., 1989). В самадхи человек полностью владеет своими физическими и психическими
способностями. Достигший самадхи может произвольно регулировать жизненные процессы, обмен
веществ, понижать и повышать температуру, давление.
Й. является источником многих психотерапевтических приемов психической саморегуляции.
Аутогенная тренировка Шульца (Schultz J. Н., 1987) в значительной степени основывается на практике
йогов. Черты сходства и различия аутогенной тренировки и системы йогических упражнений Шульц
подробно разбирает в своей работе «Высшая ступень аутогенной тренировки и раджа-йога» (1932). Поза
лежа в аутогенной тренировке соответствует шавасане, поза кучера садхасане (поза созерцания). В
последней позе подбородок приближается к груди, открывается рот, расслабляется мимическая
мускулатура, язык слегка прижимается к н¸бу, взгляд направлен немного выше переносицы с
одновременной конвергенцией глазных яблок. Это внутренне-верхнее положение глазных яблок
является составным элементом гипноза.
Деление аутогенной тренировки на первую и вторую ступени
соответствует преемственности между хатха-Й. (Й. тела) и раджа-Й. (психологической Й., включающей
последние четыре ступени классической Й.). В Индии физические упражнения хатха-Й. входят в
комплексы гигиенической гимнастики и используются миллионами людей. Раджа-Й. распространена
главным образом в специальных учебных заведениях. Сложность и громоздкость системы Й. делают ее
практически неприемлемой для массового применения. Трансцендентальная медитация, предложенная
Махариши Махешем Йогой, получившая широкое распространение в современном мире, устраняет
отмеченный недостаток. Медитация применяется в дзэн-психотерапии, а также в психотерапевтических
техниках морита-терапии и найкан-терапии.
Из других методов психической саморегуляции,
основанных на системе Й., широко используется пранаяма, или контроль дыхания, а также шавасана
поза полного расслабления (поза трупа).
Шавасана представляет значительный интерес для психотерапии, поскольку считается, что
расслабление в этой позе (асане) приблизительно в 5 раз глубже, чем в аутогенной тренировке.
|