Navigation bar
  Print document Start Previous page
 189 of 825 
Next page End  

от больного в различное время. Важно, что в кларификационном замечании психотерапевт никогда не
стремится давать оценки. В своих высказываниях он намеренно избегает проявлений собственной
экспрессии, отражающей его отношение к больному, его словам или каким-то обстоятельствам его
жизни. Сохраняются лишь те эмоциональные акценты, которые были допущены самим пациентом.
Кларификационное замечание относится к разряду недирективных процедур и представляет собой
попытку психотерапевта вернуть пациенту то, что он сказал, почувствовал, выразил.
_Отражение чувства_ (reflection of feelling) — методика, состоящая в том, что психотерапевт
повторяет то, что сказал пациент, таким образом, чтобы высветить не столько интеллектуальное,
сколько эмоциональное значение сказанного.
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПСИХОТЕРАПИИ. С развитием психотерапии возрастает
потребность в систематике используемых психотерапевтических методов. Каждый из них представляет
собой способ лечебного воздействия на психику и через психику на весь человеческий организм.
Понятие метода в психотерапии крайне размыто. Прежде всего это проявляется в различных
классификациях.
Наибольшее развитие и признание получили 3 психотерапевтических направления и возникшие
на их основе методы:
1) динамическое (психодинамическое, психоаналитическое) (см. Динамическое направление в
психотерапии),
2) бихевиористское (см. Поведенческая психотерапия) и
3) гуманистическое (см. Гуманистическое (экзистенциально-гуманистическое, опытное)
направление в психотерапии).
В этих трех направлениях психотерапии, ориентированных на личностные изменения, а не на
один лишь симптом, наличие определенной личностной концепции позволило создать
психотерапевтическую систему, характеризующуюся логической последовательностью взглядов, которая
присуща и другим областям медицины. Это представление о норме (в психотерапии — о личности), о
патологии (в психотерапии — о личностных изменениях) и логически вытекающее из этого
представление о задачах и способах лечения. Так, психоанализ, рассматривающий в качестве основной
детерминанты личностного развития и поведения первичные влечения и потребности, а невроз — как
следствие их вытеснения в бессознательное и конфликта с сознанием, логически понятно определяет и
основную задачу психотерапии —
осознание этого конфликта. Для бихевиоризма личность есть
поведение, а невроз — это неадаптивное поведение, возникшее в результате неправильного научения,
поэтому основная задача психотерапии формулируется как обучение новым, адаптивным способам
поведения. Гуманистическая психология рассматривает в качестве основной потребность личности в
самоактуализации,
а невроз — как результат блокирования этой потребности. Из такого понимания
следует и задача психотерапии, которая заключается в приобретении пациентом нового
эмоционального опыта, способствующего становлению адекватного целостного образа «Я», и
возможностей для самоактуализации личности.
Разработка и применение нового, более широкого психотехнического арсенала определяют
специфику и относительную самостоятельность позитивной психотерапии в рамках гуманистического
направления, но отнюдь не выводят за его пределы, точно так же как когнитивная психотерапия,
использующая технические приемы, отличные от классического и оперантного обусловливания,
но
теоретически рассматривающая когнитивные структуры как «промежуточные переменные», находится в
русле поведенческой традиции.
В рамках каждого из указанных психотерапевтических направлений возникают новые течения,
подходы, формы, виды, методы, методики, технические приемы, названия которых нередко призваны
отразить уникальность каждого из них (Karasu Т. В., 1977), замаскировать производный их характер по
отношению к основным направлениям в психотерапии и уже существующим в них методам. Это во
многом объясняется тем, как замечает Шкода (Skoda С.), что мечтой каждого честолюбивого
психотерапевта является создание нового, необычного приема, внесение своего оригинального вклада в
историю психотерапии.
Александрович (Aleksandrowicz J. W., 1979) сделал попытку проанализировать все многообразие
значений, в которых используется понятие метода в психотерапии: 1) методы психотерапии как
Hosted by uCoz