конкретные методические приемы и техники (гипноз, релаксация, беседа, дискуссия, психогимнастика и
др.); 2) методы психотерапии, определяющие условия, которые способствуют оптимизации достижения
психотерапевтических целей (семейная психотерапия и др.); 3) методы психотерапии в значении
инструмента психотерапевтического воздействия (таким инструментом может быть психотерапевт в
случае индивидуальной психотерапии или группа при групповой психотерапии); 4) методы
психотерапии в значении терапевтических интервенций (вмешательств), рассматриваемых либо в
параметрах стиля (директивный, недирективный), либо в параметрах теоретического подхода, который
и определяет характер этих вмешательств (интерпретация, научение, межличностное взаимодействие).
Представляется, что собственно понятию «метод» соответствует 1-й уровень это методы как
конкретные техники и приемы; 2-й уровень отражает виды психотерапии (на основании условий, в
которых она протекает); 3-й уровень формы психотерапии (на основании инструментов
психотерапевтических воздействий) и 4-й уровень теоретические направления.
Для практического применения тех или иных методов психотерапии имеет значение их
классификация по поставленным целям. Волберг (Wolberg L. R.) различает 3 типа психотерапии: 1)
поддерживающая психотерапия,
целью которой является укрепление и поддержка имеющихся у
больного защитных сил и выработка новых, лучших способов поведения, позволяющих восстановить
душевное равновесие; 2) переучивающая психотерапия, целью которой является изменение поведения
больного путем поддержки и одобрения положительных форм поведения и неодобрения
отрицательных. Пациент должен научиться лучше использовать имеющиеся у него возможности и
способности, однако при этом не ставится цель по-настоящему разрешить неосознаваемые конфликты;
3) реконструктивная психотерапия, целью которой является осознание интрапсихических конфликтов,
послуживших источником личностных расстройств, и стремление достичь существенных изменений
черт характера и восстановления полноценности индивидуального и социального функционирования
личности.
Приведем также ряд других принципов, используемых при группировке методов психотерапии.
Граве (Grawe K.) отмечает: поскольку психотерапия направлена на преодоление проблем
пациента, то естественно, что с помощью одних методов психотерапевт стремится понять проблемы
пациента и активно их преодолевать. При этом он не ищет скрытой мотивации и не придает проблемам
иного значения, нежели сам пациент, а смотрит на них как на трудности, которые пациент без помощи
не может преодолеть. При использовании другой группы методов психотерапевт не помогает
преодолевать проблемы (например, при клиент-центрированной психотерапии),
а способствует
лучшему пониманию пациентом себя, своих мотивов, ценностей, цели своего поведения и стремлений.
Если в первом случае психотерапия является помощью в преодолении проблем, то во втором
помощью в лучшем понимании себя. Граве, основываясь на метаанализе существующих данных по
эффективности психотерапии, полагает, что большинству пациентов нужна помощь в преодолении
своих проблем, а не в обнаружении скрытых мотивов.
В клинической практике принято деление методов психотерапии на симптомоцентрированные,
личностноцентрированные и социоцентрированные, интеграция которых часто обеспечивает
наилучший терапевтический эффект.
Учитывая, что в настоящее время возрастает значение искусства в жизни современного человека
более высокий уровень образования, культуры, повышение престижности искусства в обществе,
существуют многочисленные методы, в которых искусство и природа выступают как терапевтический
фактор. Это методы психотерапии, основанные на лечебном влиянии: а) общения с искусством
(музыкотерапия, библиотерапия и др.), б) творческой деятельности (имаготерапия, арттерапия и др.),
в) природы (натурпсихотерапия и др.).
Увеличение числа методов психотерапии, в последнее время приведшее к усилению
интегративного движения в психотерапии, подтверждает положение о том, что имеющиеся
психотерапевтические подходы не столько различаются по отношению к единому объекту
человеческой личности, сколько концентрируются на разных ее аспектах и проблемах, чем и
обусловлено различие в методах психотерапии и множество их классификационных делений.
КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ. Этим термином обозначается: 1) направление глубинной
психологии, рассматривающее бессознательное в качестве детерминанты развития и функционирования
|