Navigation bar
  Print document Start Previous page
 197 of 825 
Next page End  

поведение у человека.
Последующее развитие концепций научения показало, что с помощью теории условных
рефлексов И. П. Павлова, получившей позднее название теории классических условных рефлексов (в
противоположность теории инструментальных условных рефлексов), можно объяснить только
небольшую часть реального поведения человека. На основе К. о. созданы методы поведенческой
психотерапии (такие, как методика контроля стимула, аверсивные приемы и др.).
См. также Бихевиоризм.
КЛИЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Относится к числу концепций
экзистенциально-гуманистического направления, разработана Роджерсом (Rogers С. R., 1951).
Использование автором понятия «клиент» наряду с «пациент» подчеркивает признание
потенциала самостоятельности, активности больного на всех этапах психотерапии, начиная с
постановки задачи. Суть метода заключается в том, что психотерапевт входит в такой контакт с
пациентом, который воспринимается им не как лечение и изучение его с целью диагностики, а как
глубоко личный контакт.
Согласно Роджерсу, индивид взаимодействует с реальностью, руководствуясь врожденной
тенденцией организма к развитию своих возможностей, обеспечивающих его усложнение и сохранение.
Осуществляется организмический оценочный процесс: организм испытывает удовлетворение при тех
стимулах или поведенческих актах, которые усложняют и сохраняют организм и «Я» как в
непосредственном настоящем, так и в отдаленном будущем; поведение направлено в сторону
приближения к положительно оцениваемым опытным данным и избегания данных, получивших
отрицательную оценку.
По мере возникновения осознания «Я» у индивида развивается потребность в положительной
оценке значимым окружением. В дальнейшем удовлетворение или фрустрация положительной оценки
начинает переживаться независимо от взаимодействия с социумом и обозначается как самооценка. Так
как Я-переживания индивида воспринимаются значимыми людьми как менее или более
заслуживающие положительной оценки (т. е. Я-переживания приобретают условия оценки), то и
самооценка становится селективной. Из-за этой избирательности опыт воспринимается тоже
селективно, на основе условий оценки, он может быть искажен и неосознаваем.
Вследствие этого индивид утрачивает интеграцию, его концепция «Я» включает искаженные
восприятия, неправильно репрезентирующие опыт; поведение регулируется то со стороны «Я», то теми
аспектами опыта, которые не включены в «Я», что сопровождается напряженным и неадекватным
функционированием. Это — главное отчуждение в человеке. Он изменяет природному,
организмическому оцениванию, которое перестает быть регулятором поведения. Ради сохранения
положительной оценки индивид начинает фальсифицировать свои переживания и воспринимать их по
критерию ценности для окружающих. Как следствие такой неконгруэнтности (несоответствия) между
«Я» и опытом возникает неконгруэнтность в поведении и процесс защиты. Однако если степень
неконгруэнтности велика, то защита не срабатывает, и тогда имеет место дезорганизация
функционирования индивида.
Теория психотерапии состоит из множества «если... то». Если существуют определенные
условия, то будет происходить процесс, включающий определенные характерные элементы. Если
данный процесс происходит, то последуют определенные изменения личности и поведения.
1. Условия психотерапевтического процесса:
1) два индивида состоят в контакте;
2) пациент находится в состоянии неконгруэнтности, являясь ранимым или тревожным;
3) психотерапевт является конгруэнтным в отношениях;
4) психотерапевт переживает безусловную положительную оценку по отношению к пациенту;
5) психотерапевт переживает эмпатическое понимание внутренней системы координат пациента
(об условиях, относящихся к психотерапевту, см. также Триада Роджерса);
6) пациент переживает, хотя бы в минимальной степени, условия 4-е и 5-е, т. е. безусловную
положительную оценку и эмпатическое понимание его психотерапевтом.
Коммуникации психотерапевта могут иметь как вербальную, так и невербальную природу, важно
лишь, чтобы, как это указано в условии 6, коммуникация была воспринята, была эффективной.
Hosted by uCoz