Navigation bar
  Print document Start Previous page
 198 of 825 
Next page End  

Технические средства являются дополнением позиции психотерапевта и сами по себе не обеспечивают
психотерапевтического продвижения. Наиболее используемыми приемами являются:
вербализация —
высказывание другими словами того, что сообщил пациент, избегая
истолкования, привнесения своего материала. Это перефразирование, имеющее целью выделить
наиболее существенное и обратить внимание больного на «острые углы», а также показать, что его не
только слушают, но и слышат;
— умелое использование молчания, молчаливое принятие;
— отражение эмоций — повторяются те слова пациента, в которых непосредственно
выражаются эмоции.
Роджерс подчеркивал, что вопрос должен стоять не о том, как вести себя психотерапевту, а о том,
каким ему быть. Он является яростным противником нозологии, любых классификаций, так как они
представляют собой результат интеллектуальных усилий психотерапевта, при наличии которых
непосредственно воспринимаемая ситуация пациента искажается опытом врача. В К.-ц. п. считаются
приемлемыми одни и те же условия, независимо от частных характеристик самого пациента. Со
ссылкой на опыт автор метода указывает, что нет ни необходимости, ни пользы в том, чтобы строить
определенные отношения в зависимости от типа пациента.
Доминанта этой части концепции — пункт 3, конгруэнтность, или подлинность, психотерапевта
в отношениях, т. е. психотерапевту следует правильно символизировать собственный опыт. Общая
тенденция направлена на выражение или сообщение пациенту своих устойчивых чувств.
Однако не следует ожидать от психотерапевта, чтобы он был вполне конгруэнтной личностью в
каждый конкретный момент. Вышеприведенные условия — это условия идеальные, т. е. должны
соблюдаться до определенной степени. Но чем более они выражены, тем с большей вероятностью будет
идти процесс психотерапии и тем значительнее степень происходящей при этом реорганизации
личности.
2. Процесс психотерапии.
Когда созданы указанные выше условия, осуществляется психотерапевтический процесс, для
которого характерно следующее:
1) пациент все более свободен в выражении своих чувств, которое осуществляется по
вербальным и моторным каналам;
2) его выраженные чувства имеют все большее отношение к «Я» и все реже остаются безликими;
3) все чаще он дифференцирует и распознает объекты своих чувств и восприятий, включающие
среду, окружающих лиц, собственное «Я», переживания и взаимоотношения между ними;
4) его выраженные чувства все больше относятся к несоответствию между каким-то из его
переживаний и его концепцией «Я»;
5) пациент начинает осознавать угрозу такого несоответствия;
6) он осознает переживание чувств, в отношении которых в прошлом отмечались отказы или
искажения;
7) концепция «Я» реорганизуется таким образом, чтобы ассимилировать и включить эти ранее
искажаемые и подавляемые переживания;
8) по мере реорганизации концепция «Я» включает такие переживания, которые ранее были
слишком угрожающими, чтобы осознаваться. Иными словами, ослабляются механизмы защиты;
9) пациент развивает способность переживать безусловное положительное отношение со
стороны психотерапевта без какого бы то ни было чувства угрозы;
10) он все отчетливее чувствует безусловную положительную самооценку;
11) источником представления о себе все в большей степени являются собственные ощущения;
12) пациент реже реагирует на опыт, исходя из оценок, даваемых значимым окружением; чаще
как удовлетворительные расцениваются те стимулы или поведенческие акты, которые сохраняют и
усложняют организм и «Я» как в непосредственном настоящем, так и в отдаленном будущем.
Такая последовательность наблюдается на практике, и, когда возникает вопрос «почему?»,
Роджерс подчеркивал, что при любых теоретических объяснениях возможна ошибка, но это не влияет на
зависимость «если... то».
3. Исход психотерапии относительно личности и поведения.
Hosted by uCoz