Между процессом и исходом не существует четкой границы. Традиционно исход понимается как
относительно постоянные изменения. К их числу относятся следующие:
1) пациент становится более конгруэнтен, более открыт для опыта, менее защищен;
2) вследствие этого он более реалистичен, объективен, экстенционален в восприятии;
3) он эффективнее решает свои проблемы;
4) психологическая приспособляемость улучшается, приближаясь к оптимальной;
5) уменьшается ранимость;
6) восприятие своего идеального «Я» более реалистично и доступно;
7) вследствие увеличения конгруэнтности уменьшается напряжение всех типов
физиологическое, психологическое, а также особый тип психологического напряжения, определяемый
как тревожность;
8) повышается степень положительной самооценки;
9) пациент воспринимает место оценки и место выбора локализованными внутри самого себя,
доверяет себе;
10) он более реалистичен, правильнее воспринимает окружающих;
11) он сильнее переживает принятие в отношении других людей вследствие меньшего искажения
их в своем восприятии;
12) происходят различные изменения в поведении, поскольку увеличивается доля опыта,
ассимилированного в Я-структуру, и, следовательно, увеличивается доля поведения, которое может
быть «присвоено» как принадлежащее «Я»;
13) окружающие воспринимают поведение пациента как более социализированное, более зрелое;
14) поведение пациента более креативно, более адаптивно по отношению к каждой новой
ситуации и к каждой вновь возникающей проблеме и, кроме того, представляет более полное
проявление экспрессии его собственных намерений и оценок.
Развивая теорию К.-ц. п., автор неоднократно модифицировал свое понимание роли
психотерапевта. Если в первый период недирективной психотерапии акцентировалось внимание на
создании климата невмешательства, то во второй задачей психотерапевта является отражение
эмоций пациента (роль «зеркала») и избегание угрозы в отношениях с ним. Третий период связан с
осмыслением процессов и опыта психотерапевтических групп.
Подчеркивается роль выражения чувств самим психотерапевтом, более полного их выражения,
что способствует быстрому психотерапевтическому эффекту. Развитие К.-ц. п. шло в направлении
увеличения личностной включенности психотерапевта.
КЛИНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ. В самом общем плане можно говорить о двух
клинических предпосылках широкого и эффективного применения психотерапии. Во-первых, это
прямое использование ее лечебного действия при большом круге заболеваний, в этиопатогенезе
которых психическому фактору принадлежит определяющая (неврозы) либо весьма существенная роль
(другие пограничные состояния, психосоматические расстройства и пр.). Во-вторых, ее
лечебно-
профилактическое значение с учетом психосоциальных реакций на соматические болезни, их
последствия, влияния специфических соматических расстройств на психологическое функционирование
индивида, его поведение и пр.
Что же касается целей, задач, выбора методов психотерапии, то они определяются конкретными
клиническими характеристиками больного и болезни:
личностными особенностями пациента и реакциями его на болезнь;
психологическими факторами этиопатогенеза заболевания;
нозологической принадлежностью болезни и ее этапами;
структурно-организационными рамками, в которых проводится психотерапия.
Понятие личностного подхода, традиционно подчеркиваемое в отечественной литературе
(Платонов К. К., 1977), является одним из важнейших теоретико-методологических принципов
медицины. Поэтому крайне актуальным представляется детальное исследование клинических
особенностей личности больного, их трансформации в процессе развития болезни. Это необходимо как
для решения задач патогенетической и дифференциальной диагностики, так и лечебно-
восстановительной практики, психотерапевтической и психокоррекционной работы.
|