органических церебральных изменений; достоверные же различия установлены по выраженности
личностных нарушений в преморбиде: направленности личности, характеру сопутствующих
невротических проявлений, динамике психотравмирующей ситуации. Показано, что тип личностного
реагирования на болезнь и особенности социально-трудовой адаптации обследованных больных в
катамнезе определяются выраженностью не столько органического, сколько психогенно-невротического
компонента заболевания и адекватностью выбора и проведения психотерапевтических мероприятий.
Общий терапевтический эффект при использовании личностно-ориентированных (реконструктивных)
форм психотерапии был выше, чем при применении симптоматических методов (суггестия, релаксация
и др.).
Клинический характер психотерапии предполагает также учет особенностей такого важного
аспекта патологии, как внутренняя картина болезни. Так, больные неврозами с «психоцентрированным
типом» внутренней картины болезни мотивированы на лечение методами психотерапии, в то же время
больные с «соматоцентрированным типом» на фармакотерапию (Ташлыков В. А., 1986). Знание и
учет структуры внутренней картины болезни у больных с малопрогредиентной шизофренией также
позволяет правильно обосновать выбор психотерапевтических мероприятий (Костерева В. Я., 1979).
При ипохондрическом и паническом отношениях одной из многих психотерапевтических задач является
«коррекция масштаба переживаний» болезни. При рационализирующем и отрицающем отношениях
основная задача психотерапии способствовать достижению осознания факта болезни и
формированию адекватного к ней отношения.
Нельзя не отметить роль катамнеза в психотерапии. Катамнез используется для подтверждения
установленного диагноза, изучения динамики заболевания, сравнения непосредственных и отдаленных
результатов психотерапии на разных этапах лечебного процесса. Особое значение катамнестический
метод приобретает при использовании личностно-ориентированных систем психотерапии, где степень
клинического улучшения и его устойчивость во многом определяются дополнительными (помимо
собственно клинического) психологическими критериями. Метод катамнеза позволяет более адекватно
решать также вопрос о целесообразности суппортивной (поддерживающей) психотерапии.
Клинический подход к проведению психотерапии, помимо учета нозологического характера
болезни, ее патогенетических механизмов, закономерностей течения, включает в себя также постановку
целей, задач, выбор методов психотерапии, адекватных различным организационным формам, в
которых она осуществляется: учреждения амбулаторного, полустационарного, стационарного,
санаторного и других типов.
См. также Организация психотерапевтической помощи, Психотерапия в неврологии,
Психотерапия при неврозах и других пограничных состояниях, Психотерапия при психозах,
Психотерапия при соматических заболеваниях, Психотерапия при хронических заболеваниях.
КОГНИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Основные положения К. п. были сформулированы Беком
(Beck А. Т.) независимо от Эллиса (Ellis А.), который в 1950-е гг. разработал метод рационально-
эмоциональной психотерапии.
Как самостоятельное направление К. п. сформировалась уже позже в
1960-е гг. К. п. представляет собой развитие поведенческой психотерапии,
в которой эмоциональные
реакции и психические расстройства рассматриваются как опосредованные когнитивными структурами
и актуальными когнитивными процессами, приобретенными в прошлом, иными словами, в которой в
качестве промежуточных переменных выступает мысль (когниция).
Подобно рационально-эмоциональной психотерапии, К. п. исходит из того, что восприятие
объекта или события опосредуется мышлением и, только осознав это опосредующее звено, можно
понять реакцию индивида, прежде всего ее эмоциональные и поведенческие аспекты. Схема
взаимодействия окружения и индивида представляется в виде S->O->R (стимул реакция с
промежуточной переменной О, включающей прежде всего когнитивную переработку воспринятого). К.
п. исходит из положения, что психологические нарушения, предшествующие этапу
нейрофизиологических расстройств, связаны с аберрацией мышления. Под аберрацией мышления Бек
понимал нарушения на когнитивной стадии переработки информации (обозначение, селекция,
интеграция, интерпретация), которые искажают видение объекта или ситуации. Искаженные когниции
являются причиной ложных представлений и самосигналов и, следовательно, неадекватных
эмоциональных реакций. Поэтому целью К. п. является исправление неадекватных когниции. При К. п.
|