создающих чрезмерную нагрузку на чувство ответственности. Психотерапия очень важна при
шизоидной психопатии, но добиться неформального контакта бывает нелегко. Прихотливая
избирательность шизоида в выборе симпатий и антипатий, казалось бы, обрекает на неудачу все заранее
заготовленные схемы. Вначале обычно приходится говорить больше самому психотерапевту, и лучшая
тема для этого трудность контактов вообще и судьба людей, которым они нелегко даются. Признаком
преодоления психологического барьера служит момент, когда шизоидный подросток начинает говорить
сам; чем дальше, тем раскрытие может быть все более полным. Нужно лишь учитывать истощаемость
шизоида. При трудовых рекомендациях необходимо по возможности учитывать увлечения выбор
профессии желателен по возможности близкий к ним. Сами подростки нередко мечтают о профессии,
сопряженной с изоляцией в малых группах от шумного мира, в их представлении связанной с
«уединением». От такого выбора следует предостерегать, так как он бросает их в самую трудную для них
ситуацию контакт со всеми членами малых изолированных групп неминуемо должен стать
неформальным. Эпилептоидные подростки в моменты дисфорий и аффективного напряжения больше
всего нуждаются в успокаивающих психотропных средствах. Их лучше на время оставить в покое и
контакт устанавливать, когда эти состояния минуют. В процессе психотерапии следует учитывать
внимание эпилептоидного подростка к своему здоровью, собственному благополучию. Беседы должны
быть обстоятельными и неторопливыми. Подростка нужно побуждать «выговариваться» это снимает
напряжение. Совместному обсуждению сперва лучше подвергнуть положительные его качества: любовь
к порядку, способности к ручному мастерству. Отрицательные свойства взрывчатость, гневливость,
несдержанность в состоянии аффекта признаются самим подростком, если установлены доверие и
контакт. В трудовых рекомендациях надо иметь в виду их медлительность, инертность и склонность к
аккуратности. Истероидная психопатия представляет собой наиболее трудный объект и для
психотерапии, и для медико-педагогических рекомендаций. Гипноз при нарушениях поведения является
совершенно недейственным методом. Успех корригирующих поведение усилий зависит от того,
насколько удается отыскать сферу, где эгоцентрические потребности подростка могут быть
удовлетворены без ущерба для окружающих (например, занятия художественной самодеятельностью).
Выбор подходящей профессии затруднен из-за крайне завышенного уровня притязаний. Родным и
близким надо объяснить, что нарушения поведения обычно носят демонстративный характер, поэтому
они должны встречать спокойное осуждение без сцен, скандалов, бурных обсуждений с привлечением
знакомых и всякого рода посредников, которые обычно становятся для истероидного подростка только
желанными зрителями. Однако никогда проступки не должны оставаться незамеченными и
безнаказанными это может только подталкивать на более серьезные нарушения. Подростки
неустойчивого типа требуют твердого, даже властного руководства. Психотерапия должна быть
преимущественно директивной. Строгий режим, неусыпный надзор, неизбежность наказаний за
проступки действуют наиболее эффективно.
Специфические подростковые поведенческие реакции (эмансипация, группирование, увлечение
и др.) должны также учитываться при проведении психотерапевтической работы с подростками.
Только хорошее владение клиническим методом позволит врачу-психотерапевту составить
адекватную лечебную (в том числе психотерапевтическую) программу при сложных, нередко
встречающихся в современной врачебной практике сочетаниях невротического и органического
компонентов в картине заболевания и выбрать наиболее адекватное соотношение психотерапии и
биологической терапии в каждом отдельном случае, о чем свидетельствуют данные следующих
исследований. Были изучены варианты личностного реагирования на болезнь и особенности
социально-трудовой адаптации 100 больных с неврозоподобными вариантами органических
заболеваний головного мозга по данным многолетнего катамнеза до 20 лет (Конюхова Е. Н., 1983).
Во всех случаях диагноз органического заболевания головного мозга (энцефалит, арахноидит,
диэнцефалит) был верифицирован тщательным неврологическим обследованием. Выделено три группы
больных: 1) с активной позицией в преодолении болезни и устойчивой социально-трудовой
адаптацией; 2) с зависимостью от врача и внешних обстоятельств и неустойчивой социально-трудовой
адаптацией; 3) с уходом в болезнь и значительным снижением социально-трудовой адаптации. Работа
представляет интерес в том отношении, что группы больных с различным терапевтическим исходом
статистически не различались по степени выраженности неврологической симптоматики и
|