понятной связь между А и С.
Следует вновь подчеркнуть, что в К. п. признается существование
неадаптивной когниции как в образной, так и в вербальной форме.
После этапа обучения пациента умению идентифицировать свои неадаптивные когниции нужно
научить его рассматривать их объективно. Процесс объективного рассмотрения мыслей называется
отдалением; больной рассматривает свои неадаптивные когниции, автоматические мысли как
обособленные от реальности психологические явления. Отдаление повышает способность пациента
проводить разграничение между мнением, которое надо обосновать («я считаю»), и неопровержимым
фактом («я знаю»), развивает умение осуществлять дифференциацию между внешним миром и своим
отношением к нему. Прием обоснования, доказательства реальности своих автоматических мыслей
больным психотерапевту облегчает дистанцирование от них пациента, формирует у него навык видеть в
них гипотезы, а не факты. В процессе отдаления пациенту становится более ясным путь искажения
восприятия события.
Следующий этап условно получил название этапа изменения правил регуляции поведения.
Согласно К. п., люди для регуляции своей жизни и поведения других используют правила
(предписания, формулы). Эта система правил в значительной степени предопределяет обозначение,
истолкование и оценку событий. Правила регуляции поведения, которые носят абсолютный характер,
влекут за собой регуляцию поведения, не учитывающую реальной ситуации и поэтому создающую
проблемы для индивида. Для того чтобы у пациента не было таких проблем, ему необходимо
модифицировать их, сделать их менее генерализованными, менее персонифицированными, более
гибкими, больше учитывающими реальность. Содержание правил регуляции поведения центрируется
вокруг двух основных параметров: опасности-безопасности и болиудовольствия. Ось опасности
безопасности включает события, связанные с физическим, психологическим или психосоциальным
риском. Хорошо адаптированный человек обладает достаточно гибким набором точных правил,
позволяющим соотносить их с ситуацией, интерпретировать и оценивать имеющуюся степень риска. В
ситуациях физического риска показатели последнего могут быть достаточно верифицированы по одной
или нескольким характеристикам. В ситуациях психологической или психосоциальной угрозы
верификация таких показателей затруднена. Например, человек, руководствующийся правилом «Будет
ужасно, если я окажусь не на высоте», испытывает трудности в общении из-за неясного определения
понятия «быть на высоте», и с этой же неопределенностью связана его оценка эффективности своих
взаимодействий с партнером. Свои предположения о неудаче пациент проецирует на восприятие его
другими. Все приемы изменения правил, имеющих отношение к оси опасностибезопасности, сводятся
к восстановлению у пациента контакта с избегаемой ситуацией. Такой контакт может быть
восстановлен при погружении в ситуацию в воображении, на уровне реального действия с четкой
вербализацией новых правил регуляции, позволяющих испытывать умеренный уровень эмоций.
Правила, центрированные вокруг оси болиудовольствия, приводят к гипертрофированному
преследованию определенных целей в ущерб другим. Например, человек, следующий правилу «Я
никогда не стану счастливым, если не буду знаменитым», обрекает себя на игнорирование других сфер
своих отношений в угоду рабскому следованию этому правилу. После выявления таких позиций врач
помогает пациенту осознать ущербность подобных правил, их саморазрушающий характер, объясняет,
что больной был бы счастливее и меньше страдал, если бы руководствовался более реалистическими
правилами. Задача психотерапевта помочь пациенту самому их найти. С ними тесно связаны
правила, относящиеся к долженствованию (имеющие характер «тирании необходимости», по Хорни
(Horney K.)). Понимание общей стратегии К. п. помогает избежать ненужных шагов при работе с
пациентом. Этап самонаблюдения больного должен носить достаточный, но не избыточный характер и
иметь своей целью обнаружение искажений, самозапретов, самопорицаний, установление всего
диапазона правил, объясняющих появление соответствующей симптоматики, вызвавшей обращение
пациента.
Перемена отношения к правилам саморегуляции, обучение видеть в мыслях гипотезы, а не факты,
проверка их истинности, замена их новыми, более гибкими правилами следующие этапы К. п.
Вначале желательно использовать навыки продуктивного решения проблем пациентом в других сферах,
а затем уже генерализовать эти навыки в проблемную сферу. Выделение этапов работы с пациентом
допускает применение нескольких приемов, в том числе из других систем психотерапии, если они
|