деятельность последних в ряде стран объявлена вне закона. Количество обращений к альтернативным
целителям различно и во многом зависит от уровня развития общества и системы здравоохранения в
нем. Кризис, переживаемый в последнее десятилетие нашей страной, резкое снижение качества
медицинского обслуживания на фоне повышения «магического настроя» общества привели к взрыву
альтернативного целительства, достигшего невиданных ранее масштабов. Мотивы обращения к
целителям А. п. различны. Чаще всего указываются два основных: отсутствие положительных
результатов при лечении у врача и нескладывающиеся взаимоотношения между пациентом и врачом,
неудовлетворенность этими отношениями.
Для более полного представления об А. п. существенное значение приобретают характеристики
альтернативных целителей, сравнение деятельности врача научной медицины и альтернативного
целителя, особенности пациента последнего.
Альтернативные целители: 1) не склонны подвергать свои методы исследованиям в научной
медицине, не участвуют в работе профессиональных научных обществ, не публикуют свои работы в
профильных журналах; 2) в случае отрицательных результатов дают стандартные объяснения
(негативное отношение к методу пациентов или других лиц, присутствующих на приеме, особенности
биополя целителя или пациента и т. д.); 3) о результатах лечения судят обычно сами целители или
пациенты, отсутствует принятая в современной психотерапии оценка эффективности метода
независимым экспертом; 4) не ведется история болезни, обычно вообще нет записей встреч
альтернативных целителей со своими пациентами, где бы отмечался характер их общения, динамика
болезни, катамнез и т. д.; 5) альтернативный целитель чаще одиночка; как правило, у него нет учеников
(обучение в последнее время носит чисто коммерческий характер). В тех случаях, когда ученики
имеются, эффективность их деятельности никогда не может быть выше, чем у учителя. С увеличением
числа практикующих учеников обычно отмечается уменьшение эффективности метода; 6) для
деятельности альтернативных целителей (особенно в «доперестроечный» период) была характерна
рекламная поддержка средствами массовой информации, партийно-административной и творческой
элитой; 7) альтернативный целитель обычно недостаточно научно подготовлен в своей области, даже
если он врач, поэтому к нему часто применяют понятие «шарлатан». На позиции альтернативного
целительства, за редким исключением, не переходят высококвалифицированные специалисты научной
медицины.
Существуют определенные различия в деятельности врача научной медицины и альтернативного
целителя: 1) разница в длительности общения с пациентом (так, в Голландии средняя
продолжительность одного контакта с больным врача общей практики составила 7 минут, в то время как
в альтернативной медицине 20 минут (Hewer W., 1983)); 2) альтернативный целитель больше
ориентирован на пациента, больше внимания уделяет его тревогам, переживаниям, потребностям; 3) он
чаще дает пациенту удовлетворительные объяснения о характере его заболевания, прогнозе и лечении;
4) между альтернативным целителем и пациентом чаще возникает общение на равных; 5) отмечается
высокая степень принятия пациента альтернативным целителем, и пациент это чувствует; 6)
альтернативный целитель формирует у пациента сильную веру в результаты лечения; 7) он с большим
энтузиазмом относится к проведению своей терапии и доказательствам ее эффективности, принимая во
внимание соображения самого пациента относительно лечения; 8) для пациента именно
альтернативный целитель часто приближается к образу идеального врача.
Для понимания эффективности в ряде случаев альтернативного целительства представляют
интерес характеристики пациентов, которые обращаются за помощью к целителям: 1) пациент
воспринимает альтернативного целителя с энтузиазмом, верой в исполнение своих ожиданий, чему в
большой степени способствует реклама; 2) пациенты платят за лечение, поэтому относятся к нему
серьезнее и уделяют ему больше внимания; 3) обращаются к альтернативному целителю обычно после
того, как не получили положительных результатов от традиционного лечения; 4) поскольку само
обращение к альтернативному целителю часто интерпретируется как девиантное поведение, это
приводит к преувеличенной вере пациента в систему альтернативного лечения и самого
альтернативного целителя. Это может носить достаточно выраженный агрессивный характер (высокая
оплата, преувеличенная оценка возможностей, защитное поведение и т. д.).
Таким образом, альтернативная медицина часто выявляет недостатки научной медицины, не в
|