Navigation bar
  Print document Start Previous page
 231 of 825 
Next page End  

Три составные части — это основные принципы К. п. п.: 1) опора только на позитивное в жизни
пациента, его ресурсы; 2) использование только позитивных подкреплений в работе с пациентом и его
близкими; 3) позитивистский (в философском смысле) подход. Поиск ресурсов может быть
ориентирован на прошлое («Что раньше помогало вам преодолевать подобные проблемы? Как такие
проблемы разрешали ваши родственники, знакомые?»), на настоящее («Что сейчас помогает вам
разрешать проблему, хотя бы временно?») и на будущее («Кто или что могло бы вам помочь в
разрешении проблемы?»). Не способствует ли опора только на позитивное в работе с пациентом
формированию «розовой иллюзии», однобокого и неадекватного «радужного мировосприятия»?
Признавая односторонность и иллюзорность такого мировосприятия, позитивные психотерапевты
подчеркивают столь же однобокое, но «черное» мировосприятие, характерное для абсолютного
большинства пациентов, и задачей психотерапии считают формирование более диалектического
мировоззрения, расширяя его подключением «светлого» видения и надежды. Использование только
позитивных подкреплений в работе с пациентом позволяет раскрепостить и активизировать его
позитивные воспоминания, интуицию и способность конструктивно фантазировать, сделать доступной
его субъективную концепцию здоровья — болезни, которую обычно пациенты стыдятся предъявлять
психотерапевту в связи с ее «ненаучностью и наивностью». Позитивистский подход к психотерапии,
принципиальное предоставление ведущей роли опыту и интуиции пациента, его близких и
психотерапевтов, сознательное преодоление жестких рамок любых психотерапевтических концепций
позволяют позитивным психотерапевтам разрешить стереотип поэтапного врачебного взаимодействия
с пациентом (симптоматическая диагностика — постановка синдромального и/или нозологического
диагноза — построение модели терапевтического воздействия — собственно терапевтические
мероприятия с оценкой обратной связи)
и начинать работу с пациентом непосредственно с
коррекционных мероприятий, лишь в случае неэффективности приемов на когнитивном уровне
анализировать проблемы пациента и моделировать терапевтические воздействия с учетом
отрицательной обратной связи на первичное воздействие.
Курс психотерапии (консультирования) — в среднем 3-4 занятия при ориентации
психотерапевтов на желательность и возможность психотерапии одной беседы. Продолжительность
занятия обычно более часа, первого — зачастую более двух часов. Промежутки между занятиями от
нескольких дней до нескольких месяцев. Такое амбулаторное обслуживание пациентов осуществляется
обычно бригадой психотерапевтов. Пациент может прийти один, но всегда приветствуется участие в
занятиях его родственников или знакомых.
В широком спектре системно-семейных, поведенческих, парадоксальных и метафорических, даже
дзэн-буддийских психотехник, используемых в рамках К. п. п., можно выделить ряд наиболее часто
применяемых приемов.
«Опора на прогресс» — трехшаговая методика активизации саногенных механизмов,
атрибутируемых субъективной концепцией здоровья — болезни пациента: 1) Был ли в последнее время
такой период, когда проблема исчезала или значительно уменьшалась? Была ли ремиссия? Как вы
думаете почему? Что способствовало ремиссии? Что мы все могли бы сделать, чтобы закрепить эти
механизмы?
«Фантазии о будущем» — трехшаговая методика позитивного программирования будущего, также
базирующегося на субъективной концепции здоровья—болезни; третий шаг («благодарности»)
ориентирован на прямое или парадоксальное усиление сотрудничества микросоциального окружения
пациента в преодолении проблемы: 1) Когда вы поправитесь? Когда проблема может разрешиться? 2)
Что может этому способствовать? Пофантазируйте: если бы мы вас встретили через тот период времени,
который вы указали (1), и у вас действительно было бы все в порядке, и если бы мы вас спросили тогда:
«Что вам помогло?» — то что бы вы нам ответили? Повторными вопросами — Что еще могло бы вам
помочь? — формируется развернутая саногенная программа, включающая желательное поведение
микросоциального окружения и специалистов и их рекомендации. 3) Продумайте, как вы будете
благодарить всех людей, включенных в вашу замечательную программу, за их помощь? После того как
параллельная «программа благодарностей», учитывающая личностную значимость для конкретных
людей из микросоциального окружения, сформирована, пациенту предлагается начать реализовывать
авансом «программу благодарностей».
Hosted by uCoz