«Знаки улучшения» переключение внимания пациента с симптомов болезни и проявлений
проблемы на признаки улучшения, косвенное усиление саногенных механизмов и механизмов
разрешения проблемы: Что происходит с вами и в вашем окружении, когда проблема отсутствует? Как
мы могли бы узнать, что проблема разрешена, по каким конкретным признакам?
«Проблема как решение». Чему научила вас эта проблема? В чем она была полезна для вас?
«Новое позитивное название». Придумайте какое-нибудь новое название для своей проблемы,
какое-нибудь хорошее имя, чтобы мы могли использовать его в беседе.
Эти приемы позволяют пациенту принять свою проблему, отказаться от конфронтации с ней,
которая завела его в тупик, и на этой основе найти конструктивное компромиссное решение.
Основные положения К. п. п. выглядят так:
1. Причины проблем каждого человека лежат в прошлом, но в его собственном опыте заложены
и ресурсы для разрешения этих проблем. «Каждый пациент знает решение своей проблемы даже в том
случае, когда ему кажется, что он не знает» (Эриксон).
2. Анализ причин проблемы сопровождается самообвинительными переживаниями пациента и
обвинениями своих близких, что не способствует психотерапевтическому сотрудничеству. Поэтому
более конструктивно выявлять и активизировать ресурсы пациента для решения проблемы.
3. Рамки любой психотерапевтической концепции всегда уже, чем индивидуальные особенности
и опыт конкретных пациентов и их семей. Принимаемая концепция может навязывать нереалистичные
и неэффективные решения в силу догматической веры и логической «красоты». Интуитивный опыт
закрепляет и подсказывает только эффективные решения.
4. Человек не волен освобождаться от всех болезней и проблем, но у него есть возможность
сменить «черное» видение своей жизни и мира на более диалектическое мировоззрение. Это
способствует преодолению проблем. Конфронтация, «борьба» с проблемой в большинстве случаев не
эффективна, принятие проблемы путь к компромиссному решению.
См. также Эриксоновский гипноз, Решение-фокусированная психотерапия.
КРАТКОСРОЧНАЯ ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Термин «краткосрочная»
предложен в 1950-60-х гг. представителями психоаналитического, психодинамического направления
психотерапии. До сих пор продолжаются острые дискуссии о возможности и допустимости
краткосрочных форм психотерапевтической помощи, вступающих в противоречие с базисным
психотерапевтическим постулатом «глубинностидолгосрочности».
Несмотря на то, что курс психоанализа,
проводимого самим Фрейдом (Freud S.), был
относительно коротким (от 3 до 6 месяцев), а некоторые из его ближайших учеников (Ференци (Ferenczi
S.), Ранк (Rank О.)) целенаправленно ограничивали психотерапию 10-12 занятиями, только
историческая необходимость периода после окончания Второй мировой войны, количественное и
качественное (за счет малоимущих и защищаемых обществом слоев) расширение спроса на
психотерапевтическую помощь заставили ортодоксальных психоаналитиков отказаться от своих
позиций. Предметом обсуждения и исследования становится радикальная терапия в течение лишь
нескольких лет и возможность краткосрочных ее форм. Сторонниками и основоположниками К. п. п.
являются Александер (Alexander F. G.), Сифнеос (Sifneos Р. Е.), Малан (Malan D. Н.), Манн (Mann J.),
Девенлу (Devanloo H.), Балинт (Balint M.), Мармор (Marmor J.).
Несмотря на различия в их психотерапевтических позициях, можно выделить и общие принципы
К. п. п., касающиеся целей, отбора пациентов, фаз и приемов.
1. Краткосрочной считается психодинамическая психотерапия, целенаправленно ограниченная
1-40 занятиями (наиболее распространенный вариант 10-12) при частоте встреч с пациентом
приблизительно 1 раз в неделю.
2. Цель К. п. п. поведенческие изменения в фокусированной области конфликта, в отличие от
установки ортодоксальной психодинамической психотерапии на личностное развитие посредством
тотального преодоления комплекса базальных конфликтов.
3. Соответственно цели ведущий стратегический принцип К. п. п. выделение и переработка
фокального конфликта, в большинстве случаев эдиповой природы (соперничество, проблемы
выигрыша проигрыша и т. п.). Маркерами такого фокального конфликта являются указания пациента
на связанные с ним травмы раннего возраста, повторяющиеся стереотипы травматических
|