расширяет возможность взаимодействий. Старшие по возрасту опекают младших, мужчины и женщины
удовлетворяют взаимную потребность в признании своей сексуальной привлекательности, при этом
выявляются и корригируются неадаптивные полоролевые установки. Неотложность решения кризисных
проблем, охваченность ими позволяют максимально интенсифицировать психотерапевтические
воздействия. Групповые занятия проводятся до 5 раз в неделю и длятся 1,5-2 часа. С учетом того, что
обычные сроки разрешения пациентом кризиса составляют 4-6 недель, курс групповой К. п. равен в
среднем одному месяцу. За такой срок оказывается возможным сплочение группы на основе общих
кризисных проблем. Роль групповой сплоченности в кризисной группе отличает последнюю от группы
больных с пограничными состояниями, где она возникает в процессе групповой динамики и является
важным терапевтическим фактором в поздних фазах развития группы. В кризисной группе сплочение ее
участников определяется взаимной поддержкой и используется для разрешения их кризисных ситуаций.
Здесь терапевтически оправданным является поведение психотерапевта, направленное на
стимулирование поддержки пациентами друг друга уже на ранних этапах терапии. Баланс
эмоциональной поддержки и сплочения напряжения в группе К. п. сдвинут в сторону сплочения и
поддержки. Поощряется общение участников группы вне занятий, в отличие от традиционной
групповой психотерапии пограничных состояния, где оно не рекомендуется. Группа является открытой,
т. е. еженедельно из нее выбывают, в связи с окончанием срока терапии, 1-2 пациента, и она
пополняется новыми участниками. Открытость группы, создавая определенные трудности для
сплочения ее участников, позволяет в то же время решать ряд важных терапевтических задач.
Так, лица, находящиеся на более поздних этапах выхода из кризиса, своим успешным примером
ободряют вновь поступивших на лечение, помогают созданию у них оптимистической лечебной
перспективы. Кроме того, в открытой кризисной группе легче осуществляется когнитивная перестройка
путем взаимного обогащения жизненным опытом, обменом различными способами адаптации. В
открытой группе более опытные пациенты обучают вновь поступивших участников приемам выхода из
кризиса.
Проблемная ориентация групповой К. п. требует фокусирования психотерапии на кризисной
ситуации, поэтому позиция психотерапевта, в отличие от таковой при групповой психотерапии
пограничных расстройств, в известной мере является более директивной. Психотерапевт в кризисной
группе чаще прибегает к прямым вопросам, предлагает темы дискуссий и способы решения проблем, а
при актуализации суицидальных тенденций у какого-либо участника группы осуществляет
непосредственное руководство его поведением. Описанные факторы лечебного действия К. п.
(поддержка, вмешательство, повышение уровня адаптации) осуществляются поэтапно в отношении
каждого участника группы. В то же время в ходе одного занятия в зависимости от состояния пациентов
обычно используются все три элемента К. п.
К. п. в нашей стране представлена в виде кризисной службы, деятельность которой постоянно
совершенствуется. В настоящее время работа кризисной службы определяется приказом Минздрава РФ
от 06.05.1998 ¹ 148 «О специализированной помощи лицам с кризисными состояниями и
суицидальным поведением». Этим приказом, в частности, определяются звенья кризисной службы:
телефонное консультирование, кабинеты социально-психологической помощи,
отделения
(стационарные) кризисных состояний. В приказе содержатся положения об этих звеньях, штатные
нормативы, методические рекомендации по организации региональной кризисной службы.
_Л_
ЛАБОРАТОРНЫЙ ТРЕНИНГ (активное социальное обучение). Это комплексное социально-
дидактическое направление, ориентированное на широкий охват различных сфер социальной практики;
использует разные формы и методы активного психологического и социально-психологического
воздействия для развития у людей знаний, умений и навыков более эффективного социального
функционирования, повышения психологический культуры, оптимизации социально-психологической
компетенции как субъектов общения. Независимо от применяемых форм активное социальное обучение
осуществляется в процессе общения, в условиях особым образом организованного интенсивного
|