качества группового участия. «Яорганизация» тип, уделяющий основное внимание индивидууму
как члену большой организации. Группы этого вида обычно ориентируются на изучение опыта
межличностного взаимодействия в условиях межгруппового соревнования, конфликта и кооперации.
«Япрофессия» тип, ориентированный на субъекта какой-либо конкретной деятельности и
исследующий чувства, стремления и жизненные ценности, получаемые и реализуемые им в условиях
профессиональной деятельности. Данная типология позволяет выявить преимущества различных
комбинаций отношений в каждом виде группового социального обучения.
Тренинговые группы (Т-группы) пронизывают, по существу, все типы группового обучения. В
известном смысле Т-группа это душа всей системы активной социально-психологической
подготовки в США. В отечественной литературе этот опыт хорошо отражен в публикациях Н. Н.
Богомоловой, Ю. Н. Емельянова, Л. А. Петровской и др.
Хотя ситуации, возникающие при обучении в Т-группе, довольно разнообразны, количество
общих признаков, стимулирующих потенциал обучения, может быть сведено к 4 основным: 1) акцент на
взаимоотношениях между участниками группы, развивающихся и анализирующихся в ситуации «здесь и
теперь»; 2) объективация субъективных чувств и эмоций участников группы по отношению друг к другу,
выступающих в качестве материала для анализа; 3) атмосфера раскованности и свободы общения между
участниками, которая создается для того, чтобы можно было искренне и правдиво выражать свои
чувства и ощущения по отношению друг к другу, а также получать обратную связь в ответ на это от
других членов группы; 4) климат психологической безопасности, при котором обеспечивается
индивидуальный выбор как степени включения в групповой процесс, так и происходящих в ходе этого
процесса изменений. Однако было бы ошибкой полагать, что Т-группа является единственной моделью
группового обучения. Существуют и другие формы группового опыта.
Группы обучения (study groups) сформировались как прямая альтернатива опыту Т-групп, хотя
основные цели и тех и других общие изучение и понимание детерминант и моделей группового и
индивидуального поведения в ситуации «здесь и теперь». Вместе с тем имеются и принципиальные
различия. Т-группы это американский продукт, и основа их идеологии кроется в отношениях,
существующих в американской культуре. Так, в Т-группах делается акцент на равенстве и
взаимозависимости ее участников. Это положение признается решающим и помогает участникам
группы прийти к самоосознанию, стать умелыми, осведомленными о движущих силах групповой и
индивидуальной жизни. Подобная ориентация просматривается и в требованиях к руководителю Т-
группы. Например, он должен действовать в демократической манере в качестве образца поведения
«хорошего члена» группы, непосредственно реализуя основные цели группы (в частности, сокращение
защитных форм поведенческих реакций); он дает прямую, но не оценочную обратную связь; он открыт
для выражения и принятия как своих собственных чувств, так и чувств других. Хотя разные
руководители опираются на собственные теории группового и индивидуального развития, ведущей
концептуальной основой является психологическая теория Левина (Lewin K.) с ее акцентом на
взаимозависимости. С момента своего появления Т-группы эффективно используются при подготовке
менеджеров самого различного ранга, для воспитания демократического лидера и руководителя. Группа
обучения является британской по своему источнику и отражает иные концептуальные и
структурообразующие положения. Так, в отличие от Т-групп, в S-группах одной из центральных
является проблема авторитета, власти. Вопросы индивидуального отношения к авторитету здесь
оказываются более значимыми и сложными, чем вопросы взаимозависимости. Стиль и цели тренеров
Т-групп изменяются в зависимости от обстоятельств, их теоретические позиции более разнообразны.
Консультанты из Тавистокского института, где возникли S-группы, придерживаются единой
теоретической схемы; цели, стиль и методы их практической работы более консервативны, как и многое
другое в культурных традициях Англии. Вместе с тем нельзя не отметить и некоторые общие моменты в
этих двух видах социально-психологического обучения. Люди, занимавшиеся и в той и в другой группе,
отмечали сходные субъективные последствия после окончания учебы. Неправильно было бы
утверждать, что влияние S-групп ограничивается только Англией, а Т-группы популярны только в
Америке; они широко представлены почти во всех западных странах и оказывают влияние друг на друга.
Группы встреч (encounter-groups) наиболее часто ассоциируются с Т-группами.
Имеющаяся литература не способствует точному определению каких-либо существенных
|