лечебного действия психотерапевтических методов (такие, как научение, отреагирование, коррективный
эмоциональный опыт, осознание и др.) могут быть дополнены еще одним важным механизмом, который
обычно не используется. В процессе работы над индивидуальным мифом специально подготовленная
группа активизирует тип мышления путем совмещения реальности, сновидений, экзистенциальных
переживаний в процессе жизни, который в рамках Л. п. в п. рассматривается как мифологическое
мышление. Человек обращается для решения своих реальных проблем к иррациональной стороне
человеческого восприятия, когда постижение мира совершается через процесс интенсивного
проживания группового опыта, со-проживания, со-переживания, присоединения к настоящему, когда за
счет просмотра личной истории и ее осознания в наиболее выразительных чертах разрушается
привычное восприятие реальности, пусть даже на момент создания мифа прерывается внутренний
диалог с выходом за пределы привычного человеческого сознания, проживание осуществляется в
сновидении, а точнее, в состоянии управляемого и контролируемого транса, которые в форме
индивидуального языка пациента раскрывают способы преодоления патологических стереотипов.
Л. п. в п., основанный на закономерностях мифологии, при формировании личных мифов
включает в себя элементы, которые традиционно содержатся в ряде героических эпосов. В первую
очередь выделяется процесс так называемой инициации. Сходные этапы есть фактически в каждом
терапевтическом методе, поскольку лечебное действие предполагает, что под влиянием психотерапии
человек относится к себе по-другому, изменяет образ собственных отношений к миру и себе, начинает
по-другому жить, в связи с чем некоторые психологические проблемы разрешаются. Слово «инициация»
тоже взято из соответствующего контекста. Действия, совершаемые терапевтической группой в
процессе создания индивидуального мифа заказчика (заказчик человек, который проходит
лингвистическую психотерапию), подчиняясь неким скрытым и пока недостаточно исследованным
механизмам метода, складываются в действие, имеющее все классические признаки обряда инициации
героя. Этот обряд связан с универсальными представлениями о «первоимени». При воспроизведении
обряда инициации осуществляется акт приведения потенциального героя (героем является человек
носитель мифа) к осознанию себя как актуального героя «уникального гения», имеющего отношение
ко всему миру. Так совершается формирование «ядра» его личной истории «мифологического тела»
героя».
Интересна связь терапевтического действия с другим обрядом жертвоприношением.
Использование самого духа обряда жертвоприношения является, по сути, актом рождения
инициированной личности через принесение героем в жертву своей личной истории. В результате
осуществляется реконструкция личности «складываются в кристалл» ее наиболее сильные и
выразительные стороны.
Перепросмотр личной истории может оказаться весьма болезненной процедурой, но безусловно
приносящей положительные результаты. В целом через исполнение двух основных обрядов
инициации героя и жертвоприношения и закладывается базовый алгоритм, по которому создается
«чудесная личностная история», миф героя. В этом смысле психотерапия в рамках Л. п. в п. может
рассматриваться как имеющая гуманистическое направление, особенностью которой является в
некотором виде «сверхгуманистическое отношение» к проходящему терапию пациенту, когда
принимается не только он сам «такой как есть», но и содержание его внутреннего мифологического
эпоса, основанного на иррациональных представлениях и вере в чудо.
С позиций Л. п. в п. разработана методика вербальной мифологизации и инициации личности.
Психотерапия проводится в специально подготовленной группе, участники которой имеют опыт
применения метода, хорошо осведомлены о психолингвистических аспектах психотерапевтической
работы. В составе группы могут быть и профессионалы психологи и психотерапевты и др. с
условием, что для каждого был в свое время написан личный миф. Методика проведения психотерапии
в этих группах во многом сходна с работой группы по методу вербальной мифологизации личности, но
имеет и определенные отличия.
На занятии сначала заключается терапевтический контракт, формируются принципы работы
группы и, в частности, указывается роль заказчика: «Вы в группе главный человек и определяете ее
форму работы, вы герой эпоса, который мы вместе и создадим». Учитывая гуманистическую
направленность метода, заказчик может и должен выбирать себе и состав группы. Оговаривается, что
|