сопротивлении среди хаоса жизненных отношений те разом или медленно действовавшие условия и
обстоятельства, с которыми может быть связано происхождение болезненного отклонения,
происхождение невроза. Дальше нужно понять, почему эти обстоятельства обусловили такой результат у
нашего больного, когда у другого человека они же остались без малейшего внимания».
В условиях Л.-о. (р.) п. К., И., Т. психотерапевт пытается расширить у больного область
осознаваемого, чтобы помочь ему уяснить причинно-следственные связи, породившие невроз,
вербализовать смутные переживания и уточнить те соотношения, которые сам пациент прежде не
соединял в своем сознании. Важно «натолкнуть» больного на связывающие звенья между различными
аспектами его поведения и эмоциональными особенностями, раскрывающие уязвимые точки его
личности. Полезным в этом процессе является привлечение внимания больного к возможным
аналогиям его эмоциональных отношений с психотерапевтом и со значимыми в его жизни лицами.
В отличие от психоанализа,
при Л.-о. (р.) п. К., И., Т. речь идет о расширении сферы
осознаваемого не на основе прямого анализа бессознательного и его антагонистического
взаимодействия с сознанием, а посредством поиска связей между разобщенными прежде в сознании
больного представлениями, точной вербализации неясных переживаний и понятий. Кроне того, в
психоанализе смысл нового знания, понимания с помощью интерпретаций в определенной мере
«навязывается» пациенту психоаналитиком, который исходит из довольно ограниченного набора
жестких схем, прямо или косвенно связанных с сексуальностью человека в течение всей его жизни,
особенно в раннем возрасте. При Л.-о. (р.) п. К., И., Т. пациент в сотрудничестве с психотерапевтом
реконструирует самосознание, оставаясь в мире реальных событий и понятий.
Самое главное и самое трудное при обсуждении заключается в том, чтобы помочь больному
понять, что его невроз был вызван не только обстоятельствами жизни и внешними конфликтами, но и
внутренним конфликтом, в основе которого лежат его неадекватные отношения и малосовместимые
потребности, вследствие чего он не способен разрешить свои проблемы. Конфликт сопровождается
эмоциональным напряжением, дезорганизующим сомато-нервнопсихическое функционирование
пациента и вызывающим соответствующую симптоматику. Именно эти взаимосвязи психотерапевт и
помогает осознать больному. Уяснение пациентом психологических механизмов болезни не является
чисто рациональным, познавательным процессом; в него обязательно должны быть включены
достаточно значимые эмоциональные переживания, которые и делают возможной необходимую
перестройку личности на основе положительных внутренних ресурсов. Рациональное,
интеллектуальное понимание пациентом своих невротических проблем и их причин само по себе
малодейственно и к необходимым переменам в личности больного не приводит; оно должно быть
завершающим звеном процесса осознания, эмоционально насыщенного в своей сущности.
Глубина осознания может быть разноуровневой. Первый уровень может касаться понимания
пациентом некоторых новых представлений о своем дезадаптивном поведении, в частности в условиях
патогенной ситуации. Это осознание может возникнуть в обстановке откровенного общения с другими
больными, медперсоналом и психотерапевтом, второй уровень отражает осмысление пациентом тех
неадекватных отношений (в самооценке, отношении к другим людям и окружающему миру), которые
лежат в основе его невротического поведения. На этом уровне осознания больной не только видит
неконструктивность своего поведения в прошлом, но и понимает, почему он вел себя таким образом.
Третий уровень глубины понимания пациентом генеза своего невроза (особенно важно это бывает при
невротических развитиях, требующих длительной психотерапии) связан с осознанием им нарушений в
сфере мотивов и потребностей, лежащих в основе неправильно сформированных в ходе развития
личности отношений. При анализе жизненной истории психотерапевту приходится обращать особое
внимание пациента на развитие его чувств и форм поведения начиная с детства, когда в силу условий
воспитания могла формироваться неадекватность системы его отношений. В процессе психотерапии не
всегда удается достичь всех указанных уровней. Что же способствует достижению осознания (инсайта),
если такая цель ставится психотерапевтом? Во-первых, прогностически полезными могут быть такие
свойства, как способность больного к самонаблюдению, психологическая настроенность на самоанализ,
рефлексия, склонность к самораскрытию, достаточный уровень интеллекта. Психологическая
настроенность и самораскрытие пациента могут повышаться в процессе психотерапии. Во-вторых,
важны такие условия, как эмпатический подход психотерапевта, доверительность в контакте и
|