Navigation bar
  Print document Start Previous page
 255 of 825 
Next page End  

отмечает Б. Д. Карвасарский (1985), развитие психотерапии тесно связано с разработкой учения о
личности, механизмах, закономерностях и расстройствах ее функционирования. Автор подчеркивает
двусторонний характер этой связи: само становление взглядов на личность в психоанализе,
неофрейдизме,
экзистенциально-гуманистической психологии во многом основывалось на
психотерапевтической практике. Реализация Л. п. в п. предполагает детальное изучение личности
больного, особенностей его эмоционального реагирования, мотивации, их трансформации в процессе
заболевания. Такая информация необходима как для решения задач патогенетической и
дифференциальной диагностики, так и в ходе лечебно-восстановительной, психотерапевтической и
психокоррекционной практики, а также лечебно-профилактической работы в соматической клинике с
учетом психосоциальных реакций на соматические болезни и их последствия. Одной из узловых
проблем здесь является разграничение преморбидных особенностей личности и характеристик,
привнесенных заболеванием и его развитием. Другая важная задача исследования личности больного
состоит в определении участия психического компонента в генезе различных заболеваний: от большого
круга болезней, в этиопатогенезе которых психическому фактору принадлежит либо решающая
(неврозы), либо весьма существенная роль (другие пограничные состояния, психосоматические
расстройства и пр.), до заболеваний, в которых психический фактор проявляется как реакция на болезнь,
изменение психологического функционирования индивида в связи с соматическим расстройством. В
качестве модели трансформации личностных особенностей может рассматриваться невроз с основными
его стадиями. В. Н. Мясищев (1960) и Б. Д. Карвасарский (1985) выделяют первичные, вторичные и
третичные личностные образования. Первичные связаны преимущественно с темпераментом.
Вторичные определяются нарушенными значимыми отношениями пациента. Третичные представляют
собой усиление этих черт — при затяжном течении невроза и невротическом развитии — до степени
характерологических акцентуаций и психопатических особенностей, во многом определяющих
поведение человека и его дезадаптацию. Рассмотренные на модели невроза первичные, вторичные и
третичные особенности личности можно выделить и в структуре личностных расстройств при других
нервно-психических и психосоматических заболеваниях. Учет первичных, вторичных и третичных
личностных образований чрезвычайно важен при выборе оптимальной психотерапевтической тактики.
Если при первичных личностных расстройствах существенную роль играют биологические методы
лечения, то коррекция вторичных личностных нарушений требует уже проведения личностно-
ориентированной (реконструктивной) психотерапии. Коррекция третичных личностных расстройств,
обнаруживающихся в поведенческой сфере, наиболее конструктивно протекает, если личностно-
ориентированная психотерапия дополняется различными вариантами поведенческого тренинга.
Принятые во внимание первичные, вторичные и третичные личностные образования позволяют более
целенаправленно использовать и иные формы психотерапии (внушение, самовнушение и др.). Таким
образом, только при учете специфики личностных нарушений разноуровневого вида психотерапия
приобретает дифференцированный и содержательный характер.
ЛОГОТЕРАПИЯ. Метод психотерапии, созданный Франклом (Frankl V. Е.) (древнегр. logos
смысл), и экзистенциального анализа представляет собой сложную систему философских,
психологических и медицинских воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития
личности в норме и патологии, пути коррекции аномалий в развитии личности.
Л., как ее называют некоторые авторы, Третья венская школа психотерапии, занимается смыслом
человеческого существования и поисками этого смысла. Согласно Л., стремление к поиску и реализации
человеком смысла своей жизни — врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям и
являющаяся основным двигателем поведения и развития личности. Поэтому Франкл говорил о
«стремлении к смыслу» в противовес принципу удовольствия (иначе — «стремление к удовольствию»),
на котором сконцентрирован психоанализ.
Человеку требуется не состояние равновесия, гомеостаз, а
скорее борьба за какую-то цель, достойную его.
Человеческое стремление к реализации смысла жизни может быть фрустрировано;
«экзистенциальная фрустрация», хотя сама по себе не патогенна, может привести к неврозу,
коренящемуся не в психической, а в духовной сфере существования человека. Эти ноогенные неврозы
возникают не в связи с конфликтами между влечением и сознанием, а из-за конфликтов между
различными ценностями, на основе нравственных конфликтов. Фрустрированная потребность в смысле
Hosted by uCoz