стволе головного мозга. В момент афферентной атаки на ствол мозга клинически наблюдается резкое
изменение эмоционального состояния вплоть до сужения сознания с последующей кратковременной
амнезией. В состоянии измененного сознания формируется «доминанта трезвости». Воздействие
производится частично через зрительный нерв первоначальная фиксация взора пациента на
переносице врача; через первую ветвь тройничного нерва, путем энергичного механического
раздражения ее в области супраорбитального отверстия; через систему тройничного нерва и через его
ветвь нерв Арнольди приводит к иррадиации возбуждения на области иннервации блуждающего
нерва вследствие надавливания на глазные яблоки; через восьмую пару черепно-мозговых нервов
слуховое отверстие с помощью как эмоционально насыщенных звуков, так и формулы запрета,
произносимой в предельно быстром темпе. Применение хлорэтила, используемого в методе А. Р.
Довженко, исключается.
Лечебное действие метода М. э.-э. п. а. Г. определяется интегративным психотерапевтическим
эффектом различных факторов, в том числе используемых в современных психотерапевтических
направлениях. Это приемы суггестии прямой и косвенной (опосредованной), групповой
гипносуггестии; рациональной психотерапии, игровой психотерапии; имаготерапии; музыкотерапии;
психодрамы;
эмоционально-стрессовой психотерапии; поведенческой психотерапии; катарсической
психотерапии;
ритуальной театрализации, эстетики, паузы, жеста и мелодии на ритуально-
суггестивном этапе психотерапии. Ритуальные составляющие метода создают особый, экстатический
эмоционально-психологический настрой, делают более тесным контакт врача с аудиторией. Имеет
значение также собственная вера в духовное возрождение, потенцирующая психотерапевтическое
воздействие.
Подобно другим методам лечения алкоголизма данный метод менее эффективен при
злокачественном течении алкогольной болезни как у некоторых групп пациентов (у молодых людей, у
женщин), так и в случаях тяжелого повреждающего воздействия заболевания на личность
(психопатизация, сопровождающаяся антиобщественными действиями; выраженность алкогольной
анозогнозии, изменение личности в виде пассивности), что препятствует формированию механизмов
психологической саморегуляции. Следует осторожно относиться к перенесенным алкогольным
психозам. Если типично протекающий алкогольный делирий (белая горячка) не грозит осложнениями в
период после проведения лечения, то алкогольные галлюцинозы и параноиды предупреждают о
возможности развития бреда по отношению к личности психотерапевта и к самому методу. Признаки
синдрома психического автоматизма, онейроидный тип галлюцинаторных переживаний, наличие
двойной ориентировки, пассивно-созерцательный тип их восприятия прогностически неблагоприятны.
МЕДИАТОРНАЯ (ОПОСРЕДОВАННАЯ) ПСИХОТЕРАПИЯ ГАРДНЕРА (training of
psychotherapeutic mediators, mediatoren training). Предложена Гарднером (Gardner J. М.) в 1973 г.
Психотерапевт использует для осуществления лечебных мероприятий другое лицо (нередко
родителей, супруга или родственника). При подборе медиатора учитываются преференции пациента.
Подготовка медиатора сочетает изложение ему теории психотерапии с практическими занятиями
(разбор примеров, просмотр и анализ видеозаписей, заполнение протоколов наблюдений, обсуждение
возможных путей решения проблем). К проведению конкретных психотерапевтических мероприятий
медиатора готовят с помощью ролевой игры. Диагностика, планирование психотерапевтического
процесса, а также оценка его успешности осуществляются психотерапевтом.
Опыт применения метода (Graziano А. М., 1977; Atkenson В. М., Forhand R., 1979; Duriak J. A.,
1979) показал его эффективность при широком круге нарушений (бронхиальная астма, нарушения
аппетита, энурез, саморазрушающее поведение, детская шизофрения, аутизм, агрессивность, негативизм,
делинквентность).
Противопоказания связаны прежде всего с личностью медиатора. Чем более эмоционально он
вовлечен в проблему, тем эти противопоказания значительнее.
МЕДИТАЦИЯ. Происходит от латинского meditor (размышляю, обдумываю); страдательное
причастие от этого глагола meditari означает «движимый к центру». По-видимому, многозначность
латинского слова и предопределила закрепление этого термина в психотерапевтической и
религиоведческой литературе за понятием М. Существует много определений М., но поскольку все они
описывают процесс, принятый в той или иной духовной практике, то ни одно из них не может быть в
|