достаточной мере универсальным. При описании процесса важен контекст, с которым он соотнесен, т.
е. конкретизация, из какой историко-культурной традиции использован психотехнический прием или
метод, а также какая мера качественности ему свойственна в отрыве от этой традиции, ибо каждая из
них при любой степени секуляризации сохраняет опыт и внутренние связи религиозной прагматики. М.
имеет определенную целенаправленность, известную, согласно йогической терминологии, из плодов
М., а ее этапность связана с достигаемыми изменениями: в организме как психофизической
целостности, в сознании как регуляторе установки мировосприятия, а также в сопутствующей ей
реактивности как позиционному самоопределению к происходящему во вне и внутри себя.
Исторически понятие медитативного процесса связано с пассивно-наблюдательными
тенденциями, культивируемыми на Востоке, имеющими корни в индотибетском и индокитайском
ареалах (в таких религиозных и этических направлениях, как индуизм, даосизм, различные формы
буддизма и йоги) и, в незначительной степени с прикладным характером, в Средиземноморском ареале
(в доктринальных авраамитских религиях, известных как религии Откровения). М. является приемом и
методом различного мистико-аскетического опыта и связана с особой организацией внимания
(концентрацией) на некоторых стимулах, природа которых и отношение к ним определяет желаемые
цели и само качество достигаемых состояний. Теоцентризм (Богообщение и обожение) и просветление
(освобождение, нирвана) разнонаправленные векторы медитативной концентрации. Психотерапия
частично ассимилировала для своих целей психофизиологические упражнения восточной (индуистской,
буддийской, даосийской) традиции, интерпретировав как психотерапевтическую технику составные
части духовной практики (сакрального пути) его основателей и последователей. Медитативный тренинг
не обладает однозначными характеристиками результатов, а находится в зависимости от культурно-
исторических факторов, от духовных уровня и ориентации практикующего М., поскольку концептуально
методика неотделима от своих философско-религиозных истоков. Восхождение по качественно-
возрастающим ступеням М. от направленности внимания через концентрацию ума до финального
освобождения должно стать образом жизни, в то время как М. в терапии это серия процедур или
упражнений, вектор которых имеет направленность, но ограничен в протяженности (автономно
функционирующий фрагмент системы).
Во многих религиозных культурах подготовка к М. составляет существенную часть пути
прохождения М. Так называемые плоды М., изложенные индуистским мудрецом Патанджали в «Йога
сутрах» («Афоризмы Йоги»), не являются целью терапевтического использования медитативных
упражнений, но они показывают весь спектр медитативных возможностей, граничащих с магизмом и
экстрасенсорикой. Непрерывно следующими друг за другом концентрацией (дхарана), М. (дхьяна) и
созерцанием (самадхи) достигается фиксация разума на одной мысли или предмете. Реализация этих 3
совершенных способностей называется санъямой, психологическая сущность и плоды которой
знание прошлого и будущего, понимание голосов животных, знание предыдущих воплощений, знание
чужой ментальности, невидимость (погруженное состояние), управление чужими чувствами,
устранение голода и жажды, способность приобретения дополнительных сил, неподвижность,
левитация, видение сверхъестественных существ, всеведение, постижение природы сознания и иные
паранормальные достижения. Характер приобретаемых способностей определяется объектом
концентрацииМ.сосредоточения.
Запредельный трансперсональный опыт должен гармонизировать с духовным уровнем
медитатора, а психотерапевтическое использование иметь предел, ограниченный лечебно-
коррекционной целесообразностью. М. как духовная практика функциональна по отношению к высшей
цели традиции, в которой она применяется. На пути к этой цели добиваются промежуточных
результатов: контроль и управление умом, что приводит к улучшению памяти, внимания; приобретение
чувства глубинного спокойствия, психической релаксации, улучшение психического функционирования,
что ведет к улучшению соматического состояния, излечению от болезней.
Целеполагание классической М. и научной психотерапии различно, но общим для них является
возможность и способность развития в человеке того качества, которое помогает процессу адаптации в
невротической ситуации дисгармонии, вызванной личными нереализованными потребностями или
противоречием со средой. В буддизме это состояние называется «майтри», или «безусловное
дружелюбие по отношению к самому себе». Майтри это особое, ничем не обусловленное
|