Navigation bar
  Print document Start Previous page
 261 of 825 
Next page End  

достаточной мере универсальным. При описании процесса важен контекст, с которым он соотнесен, т.
е. конкретизация, из какой историко-культурной традиции использован психотехнический прием или
метод, а также какая мера качественности ему свойственна в отрыве от этой традиции, ибо каждая из
них при любой степени секуляризации сохраняет опыт и внутренние связи религиозной прагматики. М.
имеет определенную целенаправленность, известную, согласно йогической терминологии, из плодов
М., а ее этапность связана с достигаемыми изменениями: в организме как психофизической
целостности, в сознании как регуляторе установки мировосприятия, а также в сопутствующей ей
реактивности как позиционному самоопределению к происходящему во вне и внутри себя.
Исторически понятие медитативного процесса связано с пассивно-наблюдательными
тенденциями, культивируемыми на Востоке, имеющими корни в индотибетском и индокитайском
ареалах (в таких религиозных и этических направлениях, как индуизм, даосизм, различные формы
буддизма и йоги) и, в незначительной степени с прикладным характером, в Средиземноморском ареале
(в доктринальных авраамитских религиях, известных как религии Откровения). М. является приемом и
методом различного мистико-аскетического опыта и связана с особой организацией внимания
(концентрацией) на некоторых стимулах, природа которых и отношение к ним определяет желаемые
цели и само качество достигаемых состояний. Теоцентризм (Богообщение и обожение) и просветление
(освобождение, нирвана) — разнонаправленные векторы медитативной концентрации. Психотерапия
частично ассимилировала для своих целей психофизиологические упражнения восточной (индуистской,
буддийской, даосийской) традиции, интерпретировав как психотерапевтическую технику составные
части духовной практики (сакрального пути) его основателей и последователей. Медитативный тренинг
не обладает однозначными характеристиками результатов, а находится в зависимости от культурно-
исторических факторов, от духовных уровня и ориентации практикующего М., поскольку концептуально
методика неотделима от своих философско-религиозных истоков. Восхождение по качественно-
возрастающим ступеням М. от направленности внимания через концентрацию ума до финального
освобождения должно стать образом жизни, в то время как М. в терапии — это серия процедур или
упражнений, вектор которых имеет направленность, но ограничен в протяженности (автономно
функционирующий фрагмент системы).
Во многих религиозных культурах подготовка к М. составляет существенную часть пути
прохождения М. Так называемые плоды М., изложенные индуистским мудрецом Патанджали в «Йога
сутрах» («Афоризмы Йоги»), не являются целью терапевтического использования медитативных
упражнений, но они показывают весь спектр медитативных возможностей, граничащих с магизмом и
экстрасенсорикой. Непрерывно следующими друг за другом концентрацией (дхарана), М. (дхьяна) и
созерцанием (самадхи) достигается фиксация разума на одной мысли или предмете. Реализация этих 3
совершенных способностей называется санъямой, психологическая сущность и плоды которой —
знание прошлого и будущего, понимание голосов животных, знание предыдущих воплощений, знание
чужой ментальности, невидимость (погруженное состояние), управление чужими чувствами,
устранение голода и жажды, способность приобретения дополнительных сил, неподвижность,
левитация, видение сверхъестественных существ, всеведение, постижение природы сознания и иные
паранормальные достижения. Характер приобретаемых способностей определяется объектом
концентрации—М.—сосредоточения.
Запредельный трансперсональный опыт должен гармонизировать с духовным уровнем
медитатора, а психотерапевтическое использование иметь предел, ограниченный лечебно-
коррекционной целесообразностью. М. как духовная практика функциональна по отношению к высшей
цели традиции, в которой она применяется. На пути к этой цели добиваются промежуточных
результатов: контроль и управление умом, что приводит к улучшению памяти, внимания; приобретение
чувства глубинного спокойствия, психической релаксации, улучшение психического функционирования,
что ведет к улучшению соматического состояния, излечению от болезней.
Целеполагание классической М. и научной психотерапии различно, но общим для них является
возможность и способность развития в человеке того качества, которое помогает процессу адаптации в
невротической ситуации дисгармонии, вызванной личными нереализованными потребностями или
противоречием со средой. В буддизме это состояние называется «майтри», или «безусловное
дружелюбие по отношению к самому себе». Майтри — это особое, ничем не обусловленное
Hosted by uCoz