опытом, приведем по Е. Торчинову (1997). Первый уровень предполагает последовательное развитие 5
качеств: мышление, направленное на объект (витарка), аналитическое мышление, овладевающее
объектом (вичара), радость, сопровождаемая возрастающей концентрацией (пити), чувство блаженства
(сукха) и однонаправленность и одноточечность сознания (экаграта). Наличие этих 5 факторов говорит о
вступлении в самадхи, которая описывалась в связи с плодами М.
Второй уровень созерцания достигается через преодоление первого и второго из перечисленных
факторов: мышления, направленного на объект, и аналитического мышления. Этим достигается
безмятежность, сосредоточенность сознания и чувство радости и блаженства. Третий уровень
достигается тогда, когда исчезает чувство радости, заменяясь уравновешенностью и
сосредоточенностью. Четвертый уровень характеризуется прекращением переживания блаженства,
вместе с которым исчезает и страдание, и сама оппозиция «удовлетворенностьнеудовлетворенность».
Из четвертого уровня возможен переход в нирвану. Переход к следующим уровням может задержать
чаемое освобождение, их практика связана с желанием усовершенствования способности
сосредоточения.
Пятый уровень созерцания предполагает выход за пределы всякого восприятия форм и полное
успокоение деятельности, сознание развертывается в бесконечном пространстве, достигается чистый
опыт. Следующий, шестой, уровень предполагает вывод сознания за пределы пространственности,
сознание начинает существовать вне конкретной локализации. Это уровень неограниченного сознания.
Седьмой уровень заключается в достижении сферы «отсутствия чего бы то ни было». Это состояние в
буддийских текстах не поддается описанию. Восьмой и последний уровень созерцания: достигается
сансарическое сознание, и в нем нет «ни восприятия, ни невосприятия».
Эти этапы М. позволяют избавить разум от любых ошибок и противоречий, готовят к новым
ментальным опытам и восприятию интуиции.
Концентрация внимания не единственный способ проведения М. Более трудным является путь
постигающей мудрости, который начинается с «полноты внимания» (сатипаттхана), продолжается
проникновение в суть объектов (випассана) и завершается нирваной. При «полноте внимания»
медитирующий фокусируется на первой фазе восприятия, не позволяя своему уму реагировать на объект
концентрации. Он лишь наблюдает за своими впечатлениями, констатируя только то, что происходит.
Если в уме возникают какие-либо суждения, оценки по поводу воспринятого, они не отвергаются, а
спокойно принимаются. При «полноте внимания» все, что происходит в каждый момент восприятия,
прямо и ясно осознается и принимается без какого-либо сопротивления. Достичь «полноты внимания»
удается легче после того, как медитирующий освоил предварительные стадии концентрации
внимания, и приобрел способность к длительной концентрации без комментирования возникающих
явлений. В процессе овладения техникой «полноты внимания» мешающие посторонние мысли
регистрируются все легче и затихают все быстрее. Наконец наступает момент, когда медитирующий не
зависит от них и способен регистрировать без помех каждый момент состояния своего ума. Выделяются
4 вида «полноты внимания» в зависимости от содержания фокуса сосредоточения. Этим фокусом могут
стать функции тела, чувства, ментальные состояния и объекты ума. При «полноте внимания» к своему
телу медитирующий, чем бы он ни занимался, отмечает каждое мгновение своей физической
активности, каждую позу, каждое движение какой-либо части тела. При «полноте внимания» к чувствам
он просто отмечает свои чувства, по мере того как они приходят и уходят, независимо от их характера и
от того, что их вызвало. При «полноте внимания» к объектам чувств медитирующий регистрирует в
сознании источник чувств, независимо от того, чем они вызваны (внутренними или внешними
причинами). При «полноте внимания» к ментальным состояниям фокусом становится любая мысль,
которая приходит в голову. В процессе работы медитирующий достигает такой стадии, когда «полнота
внимания» может существовать сама по себе, без применения особых технических приемов.
Дальнейшие занятия приводят к ряду открытий относительно природы и функционирования ума.
Первое из них это открытие того, что сознание отличается от объекта, который оно воспринимает в
каждый конкретный момент времени, и это знание не может быть сформулировано на уровне слов.
Может возникнуть понимание того, что отражение объектов в сознании, осознание их протекает в
соответствии с природой сознания, независимо от чьей-либо воли. Практикующий начинает осмыслять
прожитую жизнь как ряд причин, порождающих ряд следствий. Возникает ощущение иллюзии
|