существования самоопределившегося «Я». Медитирующий все яснее видит все поле своего сознания.
Оно предстает как непрерывно меняющийся поток, в котором все изменяется и возобновляется каждое
мгновение. Происходит освобождение от иллюзии постоянства «Я» и мира.
Конечной целью М. в буддизме является достижение состояния нирваны. В нирване угасают все
желания, привязанности, эгоизм, происходит коренная перестройка сознания медитирующего, он
освобождается от неправильных побуждений, становится чистым, святым, основа его поведения
доброта, любовь, сострадание.
В психотерапии М. используется для решения более ограниченных задач, таких как снятие
нервно-психического напряжения, облегчение осознания психологических проблем. М. позволяет
дистанцироваться от актуальной проблемы, отстраненно наблюдать себя и свое поведение в сложной
ситуации, в некоторых случаях понять генез этой ситуации, эмоционально отреагировать ее,
изменить отношение к ней и найти новые способы ее решения. Как составная часть М. входит в
аутогенную тренировку в различных ее модификациях, в технику комплексного применения аутогенной
тренировки и биологической обратной связи, а также используется при аутогипнозе и некоторых других
методах психической саморегуляции, в психосинтезе.
В психотерапевтических целях применяются сравнительно простые технические приемы М.:
концентрация на дыхании, на собственном теле, на позе, на предмете. При овладении ими
рекомендуется руководствоваться следующими правилами: 1) М. должна первоначально проводиться в
тихом, изолированном от шумов, теплом помещении; 2) М. надо проводить натощак или не раньше чем
через 1,5 часа после еды; 3) занятия М. должны быть регулярными, не реже 3-4 раз в неделю,
продолжительностью от 15 до 45 минут; ежедневные более короткие занятия предпочтительнее, чем
редкие и длительные; 4) М. необходимо проводить с установкой пассивного принятия всего
происходящего (предоставить событиям идти своим чередом; критика, анализ, руководство ожиданиями
должны быть исключены). При проведении М. используются самые простые позы, не вызывающие
напряжения в теле и привычные для занимающегося, например сидя на стуле со спинкой или лежа на
спине. На первых этапах обучения предпочтительнее занятия в группах под руководством тренера,
владеющего этим методом.
МЕСМЕР Франц (Mesmer F. А., 1734-1815). Родился в Австрии. В 1766 г. он был удостоен
степени доктора медицины Венского университета за диссертацию «О влиянии звезд и планет как
лечебных сил». Еще задолго до М. разрабатывались теории планетарного магнетического флюида
(Парацельс, XVI в.), магнетических полей человека (Гельмонт, XVI в.), магнетотерапии (Максвелл, XVII
в.). Под влиянием этих концепций М. вывел идею универсального флюида как особой физической
субстанции, обладающей, наподобие магнита, особой силой, которую он назвал «животным
магнетизмом». М. полагал, что в состоянии магнетического сна или транса некоторые люди могут
предвидеть будущее, воспроизводить отдаленное прошлое, действие их органов чувств
распространяется на любое расстояние, они способны видеть внутренность собственных тел или тел
других людей, распознавать болезни, а также определять средства излечения.
Сущность механизма лечебного магнетизма для М. была наполнена физиологическим, а не
психологическим содержанием. В начале своей практики М. с помощью магнита, а впоследствии без
него с успехом лечил больных, добиваясь появления у них в состоянии транса «криза» (конвульсий),
который, по его представлениям, приводил к более гармоничному распределению «нервного флюида» и
тем самым способствовал исцелению.
М. вошел в историю психотерапии благодаря не каким-то научным открытиям, а разработанному
им методу лечения. Этот метод индукции и использования транса в терапевтических целях как в
групповом, так и в индивидуальном варианте был полностью невербальным. Предложенный М. термин
«раппорт» означал физический контакт, благодаря которому происходила передача «флюида» от
магнетизера к пациенту. В условиях группового сеанса М. использовал различные
намагнетизированные им предметы, прикасаясь к которым и друг к другу пациенты составляли цепь, по
которой «циркулировал флюид». С этой же целью М. применял стеклянную палочку, которой
прикасался к телу пациентов, а также музыкальные инструменты, звучание которых способствовало
передаче магнетических волн. При индивидуальном сеансе М. активно использовал различные
прикосновения (сдавливание своими коленями коленей пациента, сжатие рук и потирание пальцев,
|