когнитивных методов лечения. По мнению психодинамических психотерапевтов, когнитивно-
поведенческие методы относятся к поддерживающим, а не к раскрывающим методам психотерапии.
Они отличаются от гуманистических и психодинамических тем, что при разных расстройствах показаны
разные целесообразные методики, которые развивались на основе исследований эффектов и
подтверждаются теорией методов. Из-за того что пациенты чаще всего страдают не от одной, а сразу от
нескольких проблем, взаимно усиливающих друг друга (например, алкоголизм, дефицит в социальной
сфере и депрессия), в их лечении сочетаются разные методики. Методы когнитивно-поведенческой
психотерапии развивались в зависимости от результатов эмпирических исследований действующих
факторов, эффектов и эффективности, поэтому число таких исследований очень велико 452
источника. Систематическая десенсибилизация исследовалась 56 раз на высоком научном уровне.
Специфические страхи, например социальные и сексуальные фобии, очень хорошо поддаются лечению;
чем больше пациенты боялись ситуации, тем лучше были терапевтические результаты, в частности у
пациентов со страхом перед экзаменами. Пациенты с многообразными страхами агорафобией, с
общим состоянием тревожности и одновременной депрессией поддаются лечению менее успешно.
Диапазон эффектов ограничивается симптоматикой страха; по этой причине десенсибилизация часто
комбинируется с другими поведенческими методами. Наиболее эффективными при многообразных
страхах, включая и панические, являются методики конфронтации с ситуациями, которых пациенты
боятся; они исследовались 62 раза на отличном научном уровне. Большинство из этих работ клинически
очень значимы, валидны; качество и разнообразие информации, параметров, статистической обработки
и результатов высокие; они включали катамнезы, конфронтативные методы сравнивались с другими
поведенческими приемами. В поведенческой психотерапии существует 3 вида конфронтации:
постепенная конфронтация в реальных ситуациях (in vivo), усиленная конфронтация в реальных
ситуациях (наводнение) и усиленная конфронтация в воображении (имплозия). Конфронтирующие
методики в реальных ситуациях (in vivo) показаны при фобиях, панических и навязчивых состояниях.
Эффективность была очень высокой; лечились пациенты не только с общей и индивидуально
сформулированной проблематикой и симптоматикой, т. е. с фобическими и навязчивыми состояниями,
но и с проблемами в области работы, досуга и самочувствия. Длительность психотерапии менее 20
занятий в течение 10 недель, но отдельные занятия длились до тех пор, пока пациент в течение 1,2-2
часов не становился спокойным. Чем выраженнее симптоматика и чем длиннее занятие, тем заметнее и
эффекты конфронтации. Конфронтация с ситуациями, которых пациенты боятся, драматическое
переживание, эмоционально затрагивающее не только пациентов, но и психотерапевтов; пациенты,
которые согласились на проведение такой терапии под руководством психотерапевта, справедливо
чувствуют себя героями. Групповая психотерапия (с 4 пациентами) еще эффективнее, чем
индивидуальная. Конфронтация в воображении (имплозия) является менее эффективной. Хотя
симптоматика уменьшилась у пациентов большинства групп, только в 60% терапевтических групп
эффективность была значительно выше, чем в контрольных группах, а на индивидуально
сформулированную проблематику и симптоматику имплозия практически не влияла. Имплозия, как и
десенсибилизация, оказывала незначительный эффект при агорафобии, а также при специфических
фобиях. При сравнении с другими методами конфронтация в реальности (а не в воображении) имеет
преимущества, эффективность ее выше, чем медикаментов (6-блокаторов). Тренинг социальной
компетентности совершенствует социальные возможности пациентов в трудных для них ситуациях с
помощью разных методик: постепенное улучшение по модели, ролевая игра, дифференцированное
подкрепление,
поведенческие упражнения и др. Эффекты и эффективность тренинга исследовались на
высоком научном уровне в 74 работах на материале 3400 пациентов. Лечение проходили пациенты с
выраженной неуверенностью в себе и социальными фобиями, а также с другими диагнозами: депрессия,
психозы, алкоголизм, срывы или болезненные реакции вследствие тяжелых семейных,
профессиональных, социальных переживаний, катастроф, пыток, инвалидности и др. Тренинг часто
комбинировали с когнитивными и другими поведенческими методами или с медикаментами.
Длительность терапии 6 15 занятий, а в 15 исследованиях и 40. Эффективность тренинга высокая:
во всех группах у пациентов не только значительно возрастала уверенность в себе и преодолевались
социальные страхи, но и улучшались отношения в социальной и профессиональной сферах, а также
общее самочувствие; в половине групп тренинг привел к значительному уменьшению депрессии,
|