Navigation bar
  Print document Start Previous page
 271 of 825 
Next page End  

точки зрения того, хороши они или плохи, здоровы или больны или являются «сумасшедшими», их
нужно оценивать с точки зрения полезности — полезности в успешном и творческом взаимодействии с
миром вокруг нас. Дело не в том, что пациенты совершают неправильный выбор, дело в том, что у них
недостаточно возможностей выбора, когда это необходимо. Каждый из нас делает лучший выбор,
доступный в рамках нашей модели мира. Однако существует множество слишком скудных моделей, в
которых недостает полезных возможностей выбора, что проявляется в изобилии межличностных и
внутриличностных конфликтов. Возможностей выбора недостает не миру, а модели мира, которая есть у
индивида, — считают Бендлер и Гриндер.
Мы создаем свои модели посредством трех универсальных моделирующих процессов: обобщения
(генерализации), исключения (стирания) и искажения. Эти процессы позволяют выживать, расти,
учиться и воспринимать богатство окружающего нас мира. Но если мы ошибочно принимаем
субъективную реальность за реальность, те же процессы ограничивают нас и лишают способности гибко
реагировать.
Обобщение — процесс, посредством которого компоненты, или части, модели мира, созданной
человеком, отрываются от первоначального переживания и начинают репрезентировать всю категорию,
по отношению к которой данное переживание рассматривается как пример. Мы научаемся действовать
в мире посредством обобщения. Ребенок научается открывать дверь, поворачивая ручку. Затем он
обобщает этот опыт, узнавая множество вариаций этого феномена, которые включаются в набор
параметров, связанных для него с дверью, и он пробует открывать их все, поворачивая ручки. Когда
человек входит в темную комнату, он протягивает руку, чтобы зажечь свет; ему не нужно учиться новой
стратегии, когда он входит в новую комнату. Однако тот же процесс может стать и причиной
ограничений. Если человеку однажды не удаются сексуальные действия, которые он пробует совершить,
по его мнению, адекватно, он может обобщить свой опыт и решить, что он нехорош в сексе, и тогда он,
может быть, во многом будет себе отказывать.
Второй метод, который мы можем использовать как для успешных действий в окружающем мире,
так и для ограничения себя, — исключение. Исключение — процесс, посредством которого мы
выборочно обращаем внимание на определенные аспекты нашего опыта и исключаем другие. Это
позволяет сконцентрироваться на конкретной части доступного опыта. Так, человек может читать книгу,
когда вокруг него люди разговаривают, смотрят телевизор или слушают музыку. Таким путем мы имеем
возможность справиться с окружающим и исключить внешние стимулы. И точно так же этот процесс
может быть и ограничивающим, если мы исключаем части опыта, которые необходимы для полной и
богатой модели мира. Девочка переходного возраста, которая полагает, что с ней плохо обращаются и
выводят ее из себя, не видя того, что она сама участвует в этой ситуации, не строит полезной модели
мира. Психотерапевт, который исключает из своего опыта признаки скуки во время занятий,
ограничивает свой опыт, равно как и опыт пациента.
Третий моделирующий процесс — искажение. Искажение позволяет осуществлять сдвиги в
восприятии сенсорных данных. Без этого процесса мы не могли бы строить планы на будущее или
превращать мечты в реальность. Мы искажаем представление реальности в фантазиях, в искусстве, даже
в науке. Микроскоп, роман или картина — все это примеры нашей способности к искажению и к
искаженному представлению о реальности. Мы можем ограничить себя искажениями различным
образом. Представьте, например, себе человека, который искажает всякую критику реакцией «меня
невозможно любить». В результате такого искажения теряется ценность критики вместе с
возможностями изменения и роста.
Поскольку все три универсальных процесса моделирования выражаются в лингвистических
паттернах, чтобы работать с ними, когда они ограничивают, а не расширяют возможности выбора для
человека, можно использовать набор лингвистических средств, называемых М.
М. создана для того, чтобы научить слушающего обращать внимание на форму коммуникации
говорящего. Содержание можно бесконечно варьировать, но форма подачи информации дает
слушающему возможность реагировать таким образом, чтобы извлечь из коммуникации весь смысл
полностью. С помощью М. можно быстро уловить богатство и ограничения предоставляемой
информации, а также процесса моделирования, используемого говорящим. Выслушивание и
реагирование в рамках М. дают возможность максимального понимания и научения в любой
Hosted by uCoz