обширная информация использовалась при статистическом сопоставлении. Метаанализ исследований
(с применением специальных статистических процедур) показал, что поведенческие методы почти в 2
раза эффективнее, чем психоаналитическая психотерапия.
Исследования Граве и его сотрудников позволяют сделать некоторые общие выводы.
Поведенческие, поддерживающие методы гораздо эффективнее, чем раскрывающие, помогают
пациентам преодолеть проблемы. Тренинг социальной компетентности повышает уверенность в себе;
конфронтацией преодолеваются фобии и страхи; сексуальная терапия лечит фригидность; гипноз
смягчает боли; семейные проблемы преодолеваются системным изменением структуры семьи;
восстановлением активности и изменением нерациональных мыслей лечат депрессию; поведенческий
тренинг помогает больным алкоголизмом усилить самоконтроль в ситуации искушения и т. д.
Психотерапевт понимает проблемы пациента и активно способствует их преодолению; он не ищет
скрытой мотивации и не придает проблемам иных значении, нежели сам пациент, а смотрит на них как
на трудности, которые пациент без помощи преодолеть не может. Такой подход сам по себе уже
помогает пациенту, но он не объясняет эффективность метода. Психотерапевт должен знать и уметь
применять даже в трудных ситуациях специфические методики, успешность которых в преодолении
специфических проблем подтверждена. Итак, психотерапия помогает преодолевать проблемы.
Но это только одна сторона психотерапии. Имеются эффективные методы, с помощью которых
психотерапевт помогает пациенту не преодолевать проблемы, а лучше понять самого себя, например
разговорная психотерапия по Роджерсу.
При работе с каждым новым пациентом необходимо решить, нуждается ли он в преодолении
проблемы или в том, чтобы лучше понять себя. Пациентам с хорошим образованием, удачным в жизни
чаще всего не нужна помощь в преодолении проблем. Им нужно узнать, почему они ведут себя так, что
возникают проблемы. Если такой человек способен понять это, он сможет и решить проблемы.
Результаты многих исследований показывают, что психоаналитическая психотерапия более всего
пригодна для так называемых YAVIS-пациентов (young, attractive, verbal, intelligent, successful) молодых,
привлекательных, разговорчивых, интеллигентных, успешных, симптомы которых мало выражены.
Совсем не удивительно, что психотерапевты, которые пытаются лучше понять самих себя,
предпочитают раскрывающие методы лечения и отказываются от поведенческих. Также не удивительно,
что поведенческие психотерапевты, у которых возникли проблемы, совсем не нуждаются в
поведенческой психотерапии, но им необходимо помочь понять самих себя и свои проблемы; если
проблемы прояснились, эти психотерапевты лучше других способны их разрешить.
Результаты метаанализа показывают, что большинству пациентов нужна помощь в преодолении
своих проблем, а не в обнаружении скрытых мотивов. Исследования различных видов психотерапии
свидетельствуют о том, что эффективность поведенческих и системных методов выше. Однако многие
психотерапевты считают психодинамические и гуманистические методы более подходящими для их
работы.
См. также Оценка эффективности психотерапии.
МЕТАМОДЕЛЬ (греч. meta после, за, через; первая составная часть сложных слов,
обозначающая следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, перемену состояния,
превращение). Комплекс лингвистических средств для сбора информации, направленных на то, чтобы
восстановить связь речи человека и того опыта, который эта речь представляет.
Фундаментальным является понятие о том, что речь это не опыт, а представление опыта, как
карта представление территории. Человек всегда имеет в своем опыте карту, но карта не
территория. Изменить субъективное переживание человеком мира значит изменить карту, но не сам
мир.
Наиболее подробно использование М. в психотерапии описано Бендлером (Bandler R.) и
Гриндером (Grinder J.) в их книге «Структура магии». Поскольку мы не взаимодействуем
непосредственно с миром, в котором живем, мы создаем модели, или карты, мира, которые используем
для управления своим поведением. Психотерапевту очень важно понимать модель, или карту, мира
пациента. Человеческое поведение, каким бы странным оно ни казалось, приобретает смысл, если
рассматривать его в контексте выборов, которые предоставляет человеку его карта, или модель. Модель,
которую мы создаем, позволяет осмысливать наш собственный опыт. Модели не стоит оценивать с
|