памяти. Далее на фоне эмоциогенной, драматической по характеру музыки проводят
психотерапевтические воздействия на больного, находящегося в состоянии легкого кетаминового
наркоза, во время которого определенный раппорт с ним сохраняется. Содержание этих воздействий
основано на конкретных данных анамнеза пациента; цель их формирование у него прочной
установки на трезвость. Специфика легкого кетаминового наркоза позволяет, не ограничиваясь
суггестивным монологом врача, осуществлять своеобразный психотерапевтический диалог с пациентом.
Кроме того, в моменты наибольшей интенсивности негативных переживаний пациента ему дают
ощутить запах и вкус алкоголя.
На третьем этапе проводится сеанс групповой психотерапии пациентов (4-5 человек), прошедших
накануне процедуру по М. а. к. Г. и К. п. л. а. Больные делятся впечатлениями об испытанных во время
процедуры негативных переживаниях и галлюцинациях, обсуждают и интерпретируют с помощью
психотерапевта индивидуальное личностное значение их символического содержания. Это обсуждение
направлено на соотнесение каждым больным негативных галлюцинаторных переживаний со своими
жизненными (прежде всего связанными со злоупотреблением алкоголем) проблемами и тем самым на
осознание и закрепление антиалкогольной установки.
При использовании метода можно выделить 3 аспекта его терапевтического потенциала. Первый
из них, наиболее элементарный, касается установления ассоциативной связи между
органолептическими характеристиками алкоголя (запах, вкус) и различными негативными
переживаниями во время процедуры (от внушенных тошнотворных ощущений до сопровождаемых
галлюцинациями страха и ужаса). Второй аспект механизмов реализации терапевтического потенциала
метода касается определенного содержательного сходства сеанса контратрибуции с индивидуальным
сеансом гипнотерапии,
направленной на разрушение алкогольной установки личности, причем сила
суггестивного психотерапевтического воздействия М. а. к. Г. и К. п. л. а. существенно выше, чем
гипнотерапии. Третий аспект лечебного действия, в отличие от первых двух, связан с активным
психологическим включением самого больного в психотерапевтический процесс. Это активное
включение касается в основном первого (программирующего) и завершающего этапов лечения и состоит
в формировании и реализации у больного определенной установки на рефлексию и осмысление
переживаний во время самой процедуры. В соответствии с этой установкой переживания и видения
являются концентрированным символическим воплощением негативных сторон алкогольной болезни
пациента и ее различных последствий.
Психоделическая терапия по М. а. к. Г. и К. п. л. а. фармакологически вооружает психотерапевта
и дает ему возможность работать непосредственно с глубинными уровнями психики, позволяет
справиться с рядом проблем, неразрешимых как в случае индивидуальной, так и в случае групповой
психотерапии, традиционно применяемых в наркологии.
МЕТОД ВЕРБАЛЬНОЙ МИФОЛОГИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ. Основан на суггестивной
лингвистике (разделе психолингвистики), разработан И. Ю. Черепановой (1987-1998 гг.). Представляет
собой лингвистический обучающий тренинг,
проводящийся в малой группе. Участники тренинга
получают системные знания о специфике языкового общения, основных закономерностях языковых
явлений, практические навыки по анализу текстов и их созданию (под текстами в этом методе
понимаются жалобы пациентов, история возникновения заболевания, жизнеописание, описание
психологической проблемы, представлений о болезни, страдании, протокол беседы врача и пр.). Суть
М. в. м. л. заключается в создании для человека, проходящего тренинг, специального текста («личного
мифа») на основании автобиографического рассказа, в котором в метафорической форме отражены
основные этапы жизненного пути, планы на будущее, психологические проблемы и способы их
разрешения. При создании личного мифа используется взгляд на личную историю через призму
мифологического сознания, применяются все известные литературные приемы и методы (метафора,
гипербола, героический эпос, сказание, сказка, киносценарий). Предполагается, что специальные
лингвистические процедуры, целенаправленное использование ресурсов родного языка, активизация
пассивного лексического запаса на фоне автобиографической работы повлияют на психологические и
личностные механизмы пациента. Человек по своей природе уникален и стремится (не всегда
осознанно) воплотить свое предназначение в жизни. Постоянный творческий поиск, раскрытие своей
индивидуальности, самовыражение это то, что делает его полноценным и здоровым членом
|