общества.
Применение М. в. м. л. как формы группового взаимодействия при решении личных проблем и
лечении неврозов представляет интерес по следующим причинам:
1. В процессе написания текста индивидуального мифа актуализируются личные проблемы.
Специфика работы группы, в которой отсутствует открытая конфронтация,
совместная творческая
работа над мифом участников группы облегчают процессы самораскрытия.
2. Во время работы над созданием собственного индивидуального мифа и мифов других
участников группы происходит анализ жизненного пути и системы отношений, переоценка ценностей и
смыслов. Обратная связь и эмоциональная поддержка,
а также другие явления группового процесса
актуализируют лечебные факторы терапевтической группы, оказывают влияние на психологические
механизмы, способствующие возникновению личностной проблематики, и способствуют раскрытию
психологических факторов патогенеза невротических расстройств.
3. Группа вербальной мифологизации личности является коммуникативным и одновременно
лингвистическим тренингом, участие в ней стимулирует творческий подход к жизни. У членов группы
повышается способность к символизации, пониманию и описанию собственных чувств, что может
снизить уровень алекситимии, которая рассматривается в последнее время как существенный фактор в
возникновении невротических и психосоматических расстройств.
Методика проведения группы вербальной мифологизации личности включает в себя следующие
элементы. Занятие проводится в «закрытой» группе, гомогенной в этиопатогенетическом отношении и
гетерогенной по полу, возрасту, форме невротического расстройства или типам психологической
проблематики. Количество пациентов в группе от 5 до 8 человек. Занятия проводятся через день. Их
продолжительность 3-4 часа; общая продолжительность работы группы составляет 1-1,5 месяца.
Первое занятие знакомство друг с другом, определяется цель, формулируются задачи и
правила работы группы. Целью является проработка психологической проблематики, выздоровление. В
качестве способов достижения цели предлагается переосмысление жизненного пути, анализ своего
актуального состояния, активизация творческого потенциала личности и пассивного лексического
запаса, совершенствование коммуникативных способностей, создание личных мифов для всех
участников группы. Нормы группы, условия лечения такие же, как при групповой психотерапии.
На
вводном занятии ведущий рассказывает о специфике метода, лингвистике, мифологии, предлагает
участникам группы высказаться по темам «здоровьеболезнь», «причины болезни», «судьба».
Со следующего занятия начинается работа с первым участником группы. Строится она
следующим образом. Участнику предлагается занять специально выделенное место и рассказать о своей
жизни с подробным описанием наиболее значительных, ярких, запомнившихся событий, особо
останавливаясь на поворотных моментах жизненного пути. Затем следует фокусированное обсуждение
биографии. Другие участники группы задают вопросы, отмечают особенности использования языка,
ключевые слова в речи, другие лингвистические особенности. Ведущие стимулируют интерес группы к
представленному рассказу. Цель этого этапа достижение понимания участниками группы
представлений о мире члена группы, освоение его языка. Далее следует «лингвистический блок»
группа подбирает метафорическое имя лицу, работающему над своей проблемой, и затем помогает ему в
создании личного мифа. После утверждения метафорического имени перед группой ставится задача
помочь в создании личного мифа. Под личным мифом понимается текст, продукт коллективного
творчества группы, в котором отражены основные моменты биографии пациента, возникновение
проблемы, ее развитие, метафорический выход из проблематики, саногенетическая стратегия на
будущее. Перед составлением текста работающий участник высказывает свои пожелания: что нужно
обязательно отразить в мифе из прошлого и настоящего, чего он хочет достичь в будущем и какими
путями, в каком жанре будет написан личный миф (сказание, сказка, эпическая новелла, повествование,
стихотворение, молитва, газетная заметка и т. д.). Личный миф составляется совместными усилиями
всей группы. Участники группы предлагают варианты сюжета или бессюжетное описание, варианты
словосочетаний, фраз, метафор и т. д. Из всего тезаруса слов и предложений записываются те, которые
наиболее созвучны объекту мифотворчества. Иногда во время дискуссии группа убеждает принять свой
вариант или изменить уже ранее принятый. В тексте личного мифа отражаются реальные факты
прошлого и настоящего, желаемое будущее, при этом используются разнообразные литературные
|