возникновением индивидуально-типических симптомов у пациента, открывающий дополнительные
возможности их декондиционирования. Достоинства метода в существенной мере определяются
высоким уровнем объективации фокуса психотерапевтического вмешательства, а также учетом важной
роли интерперсональных отношений в формировании конфликта. Сочетанное использование
когнитивно-поведенческих и психоаналитических методов отражает новейший этап интеграции
различных лечебных стратегий в современной психотерапии.
МЕТОДИКА ВЫЗВАННОГО ГНЕВА. Относится к поведенческой психотерапии.
Использует
гнев как реципрокный ингибитор страха и основывается на предположении, что гнев и страх это
эмоции, которые не могут сосуществовать одновременно, так как они активируют различные
физиологические структуры.
В ходе освоения реакций, связанных с гневом, агрессией, расширяется диапазон ролевого
поведения пациента, поэтому его позиция становится все более активной, появляется возможность
выбора реакций (раздражением, агрессией, гневом), помимо страха. Когнитивная переработка
подобного более активного поведения способствует переоценке своих возможностей, ожиданий
негативных последствий и в результате этого модификации прежнего стереотипа поведения
реагирования лишь страхом.
Занятие проводится по типу десенсибилизации in vivo, но когда пациент начинает чувствовать
страх, его просят представить себе, что в этот момент его оскорбили, произошло нечто такое, что
вызвало у него сильный гнев (над ним насмехаются и т. п.).
МЕТОДИКА ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ И ТРЕНИНГОВОГО ОБУЧЕНИЯ «ТЕПЛЫЕ
КЛЮЧИ» ЭЙДЕМИЛЛЕРА И ВОВКА. Название «Теплые ключи» (занятия проводились в Теплых
Ключах около г. Бишкека) отражает соединение процессов непосредственного переживания и
понимания в ходе группового тренинга на основе резонансного взаимодействия двух попеременно
работающих групп, возникающего в атмосфере взаимной поддержки и доверия, в условиях единого
психотерапевтического пространства.
Участники разбиваются на две малые, равные по численности группы. По договоренности
работу начинает одна из групп А, другая Б в это время наблюдает за ее действиями, находясь за
кругом. Через 1,5-2 часа группы меняются местами и т. д. Таким образом каждый получает возможность
последовательно испытать роли участника группы и наблюдателя в рамках единого
психотерапевтического процесса. По мнению авторов, терапевтические достижения участников первой
группы катализируют более эффективную работу второй группы. Используется правило, по которому
группа, работавшая в первый день первой, во второй день работает второй, в третий день первой и т.
д. Подобный взаимный групповой резонанс способствует существенному ускорению процесса
групповой динамики.
Как тренинговый метод обучения групповой психотерапии данный метод позволяет
удовлетворить те мотивы, которыми движимы обучающиеся: 1) стремление к профессиональному росту,
расширение методического репертуара; 2) стремление к личностному росту, решению своих проблем,
обретению уверенности в себе. Соединение этих двух взаимозависимых мотивов в рамках единого
тренинга является позитивной стороной данного метода.
Стиль работы психотерапевтов в тренинге характеризуется как гибкий, т. е. в одних эпизодах он
ближе к директивному (авторитарному), в других к демократическому (мягкому). Участники выносят
«в круг» свои личностные проблемы, которые, как часто оказывается, значимы и для других членов
обеих групп. При работе с индивидуальными проблемами участников используются следующие
психотерапевтические приемы: работа с инконгруэнтностями, визуально-кинестетическая диссоциация,
диалог частей тела и субличностей, рефрейминг перцептивного образа, психодрама, в
частности
психодраматическое проигрывание сновидений, и др. Для сбора информации о проблеме широко
используются метамоделирующие вопросы.
Авторы исходят из принципиальной возможности поэтапной интеграции в их методику ряда
методов психотерапии: 1) интеракционного метода групповой психотерапии (во всех фазах группового
процесса, с усилением во 2-й); 2) невербальных методов (1-я фаза); 3) метамоделирования и
терапевтических метафор (во всех фазах, с усилением в 3-й и до конца работы группы); 4) техник
гештальт-терапии, психодрамы, модифицированных техник нейролингвистического
|