программирования (З-я-4-я фазы). В 1-й фазе специально прорабатываются индивидуальные цели
участников и определяются способы (на уровне образов и ощущений), которые позволят им в
дальнейшем узнать, достигли ли они своих целей.
Механизмом, обусловливающим ускоренный темп созревания тренинговых групп и
эффективность проработки личностных проблем участников, является психологический резонанс целей,
темпов работы, эмоциональных и когнитивных изменений в двух тренинговых группах.
Каждая живая открытая система (организмличностьсемья, малая группа) характеризуется
различными периодическими (колебательными) процессами, в основе которых борьба тенденций к
упрощению или усложнению реакций в ответ на стрессовые и фрустрирующие воздействия. Групповой
психотерапевт в 1-й фазе развития группы присоединяется к изначальному колебательному процессу
каждого из участников и интегрирует эти отдельные контуры в единый групповой колебательный
контур, а затем способствует созданию терапевтических флуктуации и усиливает их до такой степени,
что целостная система группы переходит на иной, более сложный уровень функционирования (2-я фаза
группового процесса) происходит перераспределение ответственности за жизнь группы. И уже после
этого группа переходит в рабочую фазу, где возникают эффективные кольца обратной связи между
группами, оказывается действенная эмоциональная поддержка, иными словами, появляется устойчивый
внутригрупповой резонансный контур, который отличается от имевшего место в 1-й фазе большей
сложностью и гибкостью, а также невосприимчивостью к возникающим внутренним и внешним
деструктивным воздействиям. Этот резонансный контур репрезентируется, в частности, наличием
разделяемых целей (в 1-й фазе эту функцию в основном берут на себя групповые нормы). В ходе занятий
по М. г. п. и т. о. «Т. к.» Э. и В. групповые процессы многократно усиливаются за счет взаимного
влияния двух групп и создания единого резонансного терапевтического контура. Этот контур имеет два
полюса, соответствующих характеру участия групп в данное время в общем контуре взаимодействия
(ассоциированное и диссоциированное участие). Ограничиваясь лишь общими соображениями, авторы
методики отмечают, что проблема психологического резонанса в контексте групповой динамики далеко
не изучена и требует специальной разработки.
По мнению авторов, созданная ими методика имеет ряд преимуществ перед другими: 1) без
увеличения времени работы групп и снижения эффективности можно умножить число участников (до
20 и более); 2) взаимовлияние групп (эффект резонанса) способствует более быстрому развитию
групповой динамики переходу в фазу продуктивной работы через 4,5-5 часов; 3) эмоциональная
увлеченность и интерес участников к происходящему, выраженные на всем протяжении тренинга, о чем
свидетельствует присутствие на всех этапах наблюдателей (т. е. закончив работу в «круге», все
участники данной группы наблюдают за деятельностью другой группы), максимальная вовлеченность в
работу и др.; 4) объем проделанной группами работы (общее время двух групп 20 часов, каждой
группы в «круге» по 10 часов) сопоставим с объемом, который обычно осуществляет терапевтическая
или тренинговая группа за 60 часов; 5) усвоение материала семинара, проводимого одновременно с
тренингом, происходит быстрее, чем на семинарах с тренинговой группой при использовании
традиционной технологии. Понимание и переживание, осуществляемые в рамках одного контекста,
оказываются устойчиво сцепленными друг с другом, что приводит к появлению дополнительного
эмоционально-когнитивного резонансного контура.
Обучающий семинар по групповой психотерапии и тренинг, проводимый по М. г. п. и т. о. «Т.
к.» Э. и В., позволяют совместить первые 3 этапа подготовки психотерапевтов получение
информации о динамике малой группы, участие в качестве члена в тренинговой группе, наблюдение за
процессом групповой работы в рамках единого пространственно-временного, эмоционального,
когнитивного и содержательного контекста и создать у обучающихся целостное представление о
психотерапевтическом процессе. Целесообразно ведение двух групп одной парой или одним
психотерапевтом-тренером. Это центрирует общий межгрупповой процесс взаимодействия, потенцируя
в первых фазах работы естественную конкуренцию между группами. Делается акцент на роли взаимной
индукции трансовых групповых состояний тонких динамичных изменений сознания и восприятия у
участников обеих групп, концентрации внимания на значимых объектах и др. Подчеркивается
необходимость групповых трансовых состояний для успешной работы психотерапевтической группы и
то, что транс сам по себе является мощным неспецифическим активатором группового процесса.
|