М. г. п. и т. о. «Т. к.» Э. и В. в описанном виде, по мнению ее авторов, может эффективно
применяться также при проведении групповой психотерапии больных с пограничными нервно-
психическими расстройствами. В качестве примера дается ссылка на работу 8 подростков с
пограничной патологией и второй группы их родителей. С учетом желания участников были
образованы две смешанные по возрасту группы, в которые вошли родители и подростки, выбравшие
друг друга на основе доверия и симпатии. Совместная работа оказалась эффективной для разрешения
семейных конфликтов.
МЕТОДИКА КОРСИНИ «ЗА СПИНОЙ». Предложена Корсини (Corsini R. J.) в качестве приема
групповой психотерапии с целью преодоления трудностей, которые испытывают члены группы при
необходимости откровенных и нелицеприятных высказываний друг о друге. Методика представляет
собой формализованную процедуру, которая существенно экономит время и усилия психотерапевта,
направленные на повышение продуктивности коллективного взаимодействия. Участники
предварительно информируются о том, что назначение этого приема помочь выразить свое мнение о
других и узнать, что члены группы в действительности думают друг о друге. Затем они приглашаются
для участия в занятиях в качестве как пациентов, так и психотерапевтов. Каждому человеку в течение
двух занятий предоставляется по полчаса для рассказа о себе. Его в это время не перебивают, но затем
рассказчик садится спиной к группе, а каждый пациент высказывается об «отсутствующем». На это
отводится в целом 20-40 минут. Когда психотерапевт кратко резюмирует содержание высказываний,
«отсутствующий» вновь присоединяется к группе. Ему дается 5 минут для ответного высказывания,
которое оценивается психотерапевтом с точки зрения наличия отрицания действительности, принятия
оценок других членов, отличающихся от его собственных, уклонения и других типов защиты. Затем
пациент садится в центре круга, и все желающие задают ему вопросы. Психотерапевт может прекратить
эти расспросы и выслать человека, находящегося в центре обсуждения, из комнаты, если эмоциональное
сопровождение происходящего будет излишне бурным. Эмоциональная «встряска», как ожидается,
должна «разморозить» обсуждаемого пациента, заставить его задуматься над проблемами, наличие
которых он ранее отрицал, уточнить впечатление, которое он производит на других. На следующем
занятии этого больного просят резюмировать свои ощущения от предыдущего занятия. Одним из
эффектов методики является высвобождение сдерживаемых эмоций и коррекция поведения во
внетерапевтических ситуациях.
МЕТОДИКА «МАСКА». Вариант косвенной (опосредованной) психотерапии. В этом случае
медицинский персонал предварительно готовит больного к процедуре, заключающейся в ингаляции
«нового, чрезвычайно эффективного» лекарства, которое «специально заказано для больного» и будет
использовано в особых условиях. Пациента укладывают на стол, кладут на лицо наркозную маску,
смоченную неизвестной ему пахучей жидкостью, и, когда он начинает ее вдыхать, осуществляют
внушение,
направленное на восстановление нарушенных функций, обычно истерической природы
(мутизм, стойкие гиперкинезы, паралич и т. д.).
Впервые об использовании методики «маски» упоминается в лекции выдающегося
психоневролога Флексига (Flechsig P.), состоявшейся в Лейпциге в 1924 г.; демонстрировалась девушка,
вообразившая, что у нее стеклянный зад. Боясь «разбить» его, она не садилась и не ложилась на спину.
Флексиг пообещал пациентке удалить все стеклянные части оперативным путем. Больную в
присутствии студентов уложили на стол, на лицо была наложена эфирная маска, один из ассистентов
разбил над ее головой стеклянный сосуд, профессор произвел соответствующее внушение, после
которого больная встала, спокойно села на предложенный ей стул и объявила, что она чувствует себя
полностью выздоровевшей.
Косвенное внушение с использованием «маски» чаще применяется при зафиксированных
истерических нарушениях как завершающий этап личностно-ориентированной (реконструктивной)
психотерапии Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова,
подготовившей пациента к «отказу» от симптома
(выполнявшего приспособительные, адаптивные функции) путем осознания специфической
содержательной связи между этим симптомом и внутренним конфликтом, а также генезиса этого
конфликта. Использование «маски» в подобных случаях убеждает в ценности симптомо-
центрированных методов, если применение их основывается на адекватном понимании механизмов
развития невроза и включается в систему патогенетически обоснованной психотерапии.
|