МЕТОДИКА НАВОДНЕНИЯ. Относится к поведенческим методам. Если при
систематической десенсибилизации погружение в ситуацию, вызывающую страх, происходит
постепенно, то в других методиках подчеркивается эффективность быстрого столкновения, переживания
сильной эмоции страха. Чем резче столкновение с ситуацией, вызывающей страх, чем она длительнее,
чем интенсивнее эмоция страха, сопровождающая это столкновение, тем в большей степени процедуру
можно назвать М. н.
В практической работе отнесение той или иной процедуры к М. н. или десенсибилизации во
многих случаях является условным. Все методики подобного рода можно представить в виде
континуума, на одном полюсе которого находится систематическая десенсибилизация, на другом М.
н. Параметры, по которым различаются эти полюса, следующие:
1) быстрая или медленная конфронтация (столкновение) со стимулом, вызывающим страх;
2) возникновение интенсивного или слабого страха;
3) длительность или кратковременность столкновения со стимулом, вызывающим страх.
М. н. состоит в том, что пациента побуждают столкнуться с реальной ситуацией, вызывающей
страх, и убедиться при этом в отсутствии возможных негативных последствий (например, смерти от
сердечного приступа у больного с кардиофобическим синдромом или падения в обморок у больного с
агорафобическим синдромом). Для этого пациент должен находиться в этой ситуации как можно дольше
и испытывать как можно более сильный страх. М. н. эффективна только при выполнении ряда условий.
Больные, имеющие органическую патологию, которая может резко ухудшиться под влиянием
интенсивного эмоционального стресса, не должны подвергаться лечению с помощью этой методики
(например, с ишемической болезнью сердца). С самого начала лечения пациент должен стать активным
его участником. Для этого он должен заранее получить необходимую информацию о механизмах
действия этого метода, о причинах длительности страха. Обсуждаются конкретные задачи, реализовать
которые пациент соглашается, интенсивность конфронтации со стимулом, вызывающим страх,
преимущества быстрой или постепенной конфронтации применительно к данному конкретному
пациенту. Должна быть исключена возможность использования механизмов скрытого избегания. Так, в
столкновении с реальной ситуацией пациент может удаляться от нее, уходя в мир воображения,
интеллектуальную деятельность, например во время поездки в метро при страхе замкнутых пространств
решать в уме шахматные задачи или стараться думать о чем-нибудь приятном, о каких-нибудь важных
делах, которые ему предстоит сделать. Если пациента в поездке кто-то сопровождает, то он вступает в
разговор, требующий внимания и сосредоточения. Во всех этих случаях пациент удаляется от реальной
ситуации, вызывающей страх, и тем самым снижает интенсивность своей тревоги. Пациенту должно
быть объяснено, что скрытое избегание снижение субъективного уровня страха подкрепляет это
избегание, механизм здесь близок к тому, который формирует сам страх и фобию (навыки избегания
приобретаются и подкрепляются на основе редукции страха, приобретение опыта избегания
подкрепляет поведение избегания). Пребывание в ситуации, вызывающей страх, должно быть
длительным (не менее 45 минут). Последующие тренировки проводятся ежедневно, а намеченный их
план следует выполнять, несмотря на различные обстоятельства (как правило, имеющие характер
рационализации).
С начала лечения члены семьи также должны быть ознакомлены с его задачами, участвовать в их
решении и, уж во всяком случае, ему не противодействовать. Обязательным является письменное
фиксирование самостоятельных тренировок в периоды между заданиями (позитивное подкрепление),
выполняющимися в присутствии медицинского персонала. Если тренировки проводятся с группой
пациентов, имеющих сходную симптоматику, то следует максимально использовать эффект
моделирования.
М. н. показана при страхах и других расстройствах, включающих страхи.
МЕТОДИКА НАКАЗАНИЯ. Относится к поведенческим приемам. Заключается в
использовании отрицательного (аверсивного) стимула сразу же за ответной реакцией, которую
стремятся угасить. В качестве отрицательного чаще всего используют болезненный, субъективно
неприятный стимул, и тогда методика фактически превращается в аверсивную. Можно применять и
социальные стимулы, такие как осмеяние, осуждение, негативная оценка определенного аспекта
поведения и т. д. Но следует помнить, что только болезненные стимулы являются практически
|