Navigation bar
  Print document Start Previous page
 283 of 825 
Next page End  

всеобщими, оказывают свое воздействие в 100% случаев, в то время как социальные отрицательные
стимулы сугубо индивидуальны.
Методика эффективна при соблюдении ряда условий.
1. Если отрицательный (аверсивный) стимул применяется сразу же, непосредственно после
ответной реакции. Нужно вспомнить, какую важную роль в выработке условной реакции играет
смежность. Обычно оптимальный временной интервал колеблется от десятых долей секунды до
нескольких секунд. Если применение аверсивного стимула откладывается, его эффективность начинает
быстро уменьшаться. Примером такого отдаленного эффекта наказания, выражающегося в негативных
последствиях в виде хронических заболеваний, является курение. В этом случае эффект удовлетворения
наступает сразу же, в то время как негативные последствия не ощущаются долгое время.
2. Важным условием является и схема применения аверсивного стимула. На первом этапе более
эффективное подавление нежелательного поведения достигается с помощью постоянного применения
аверсивного стимула. И только впоследствии можно переходить к непостоянной схеме угашения.
3. Наличие в поведении пациента альтернативных ответных реакций является также важным
условием использования этой методики. Третье условие касается угашения только того поведения,
которое имеет целенаправленный характер. Поскольку в данном случае цель сохраняет свое значение
для пациента, а имеющийся в репертуаре стереотип достижения ее является заблокированным, то при
отсутствии других, «желательных» стереотипов поведения это часто вызывает агрессию или другие
формы деструктивного поведения (у детей — лживость).
Все это ограничивает сферу применения данной методики, так же как и в случае аверсивных
приемов.
МЕТОДИКА ОСТАНОВКИ МЫСЛЕЙ. Один из приемов поведенческой психотерапии,
появившийся в 1950-е гг. Применяется при обсессивно-фобических состояниях для контроля реакций
предвосхищения. Выбор мыслей, подлежащих контролю, осуществляется при предварительной
эксплорации больного. Наиболее распространенный вариант психотерапии: в ходе сеанса больному
предлагается закрыть глаза и проговорить контролируемую мысль. Без промежуточной паузы
психотерапевт резко и громко произносит слово «Стоп!», которое должно прозвучать неожиданно и
даже испугать больного. Эта процедура повторяется несколько раз с варьированием содержания
проговариваемой мысли. Следующий этап: пациент произносит контролируемую мысль про себя, при
этом поднимает вверх палец, когда мысль приняла отчетливые очертания. На это психотерапевт
реагирует немедленным восклицанием «Стоп!». Процедура многократно повторяется. Далее больного
обучают выкрикивать слово «Стоп!» при намеренном вспоминании нежелательной мысли.
Заключительный этап: пациент мысленно выкрикивает «Стоп!» при намеренном, а затем и при
непроизвольном появлении нежелательной мысли. Процедура повторяется до тех пор, пока действия
пациента не достигнут полного автоматизма. При возникновении трудностей в усвоении возвращаются
на предшествующую ступень тренинга.
У некоторых больных больший успех достигается при
визуальном (в виде надписи), а не акустическом предъявлении стоп-сигнала. Вариантом методики
является применение в качестве стоп-сигнала резкого звонка над ухом больного или самостоятельно
выбранного им легкого болевого раздражителя для прерывания нежелательных мыслей.
Методика используется в течение дня всякий раз при появлении нежелательных мыслей-
мишеней. Кроме того, для поддержания уровня автоматизма больной должен повторять упражнения
самостоятельно по меньшей мере 2 раза в день по 5-10 минут.
МЕТОДИКА ПОГРУЖЕНИЯ. Погружение термин, используемый в поведенческой
психотерапии для обозначения реального столкновения пациента с ситуациями или объектами,
вызывающими страх. В основе любого технического приема, использующего погружение, лежит
механизм угашения страха путем реального тестирования ситуаций, переоценки их значения и своих
возможностей, коррекции неадекватных ожиданий. Систематическая десенсибилизация in vivo,
наводнение, парадоксальная интенция Франкла,
ролевой тренинг, моделирующая психотерапия и
другие предполагают погружение.
МЕТОДИКА ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ. Используется в группе
больных, находящихся на разных стадиях лечения (от начинающих до завершающих его, успешно
прошедших курс), имеющих разную степень выраженности симптоматики. В некоторых случаях в группу
Hosted by uCoz