способны в большей или меньшей мере к воссозданию зрительных представлений. Причем считается,
что качество визуального образа не влияет на эффективность М. в. Как правило, возможности
применения М. в. определяются той теоретической концепцией, в рамках которой разработан основной
психотерапевтический метод, составной частью которого они являются. М. в. чаще всего применяются в
поведенческой психотерапии,
хотя определенный интерес к использованию зрительных образов
характеризует практически все основные психотерапевтические направления. Известно, что еще Фрейд
(Freud S., 1923) активно использовал зрительные образы, возникающие в ходе психоанализа.
Полученные в ассоциативном эксперименте, они служили материалом, который в дальнейшем
подвергался проработке и интерпретации. Образы визуализации в психоаналитической психотерапии
рассматриваются как одна из форм получения материала для анализа и в настоящее время. Иное
отношение к зрительным образам сложилось в гуманистической психотерапии. Здесь эмоции,
связанные с образом, трактуются как возвращение к повторному переживанию эмоционального
психотравмирующего опыта. В гештальт-терапии взаимодействие с воссозданным образом части
личности рассматривается как важный этап большинства психотерапевтических процедур и
экспериментов. В современных экзистенциальных подходах переживание эмоций, связанных с
непроизвольными визуальными образами, выступает как существенный элемент экзистенциального
опыта и личностного роста в целом. В когнитивной психотерапии зрительные образы являются
эквивалентами когниций и вместе с ними составляют так называемый план автоматизированного
мышления, элементами которого может быть «самопредвидение» непроизвольное создание образа
возможных, как правило, негативных, последствий. Примером такого самопредвидения может быть
яркое визуализированное представление падения с высоты в пропасть или картины негативных
социальных последствий в конфликтной ситуации (Beck А. Т., 1970). Такие самопредвидения обладают
мощной регулятивной функцией поведения, поскольку они сопровождаются соответствующими
эмоциональными переживаниями. Указанные примеры иллюстрируют интерес различных
психотерапевтических школ к визуальным образам и демонстрируют не столько «полноценные» (в
современном понимании) М. в., сколько манипуляции с визуальными образами. Более
последовательное использование их с целью диагностики и управления поведением пациентов
осуществляется в поведенческой психотерапии. Так, при использовании методики имплозии больным с
фобическими симптомами в аутогенном состоянии предлагается воспроизвести последовательные
визуальные образы ситуации, в которой обостряется или возникает фобия, с целью снижения
интенсивности негативных переживаний. В методике систематической десенсибилизации пациент
воспроизводит все более устрашающие зрительные образы, негативные эмоциональные переживания
при которых устраняются с помощью мышечной релаксации и самовнушения. При некоторых вариантах
классического гипноза внушаются зрительные образы с определенным терапевтическим смыслом.
Указанные варианты применения образов визуализации в поведенческой психотерапии уже в полной
мере соответствуют определению для М. в., поскольку в этих терапевтических подходах имеется в виду
не только создание зрительных представлений, но и управление образами визуализации в
терапевтических целях. Более полно возможности М. в. раскрываются в таких современных
направлениях психотерапии, как нейролингвистическое программирование, психосинтез,
а также
психоимажинативная терапия Шорра, трансперсональная психотерапия, арттерапия и др. В первом
из них практически все процедуры различных уровней предполагают использование и управление
визуальными образами. В концепции нейролингвистического программирования зрительным образам
отводится значительная роль в формировании поведения и в устранении симптоматики в том числе. С
точки зрения создателей этого метода Бендлера и Гриндера (Bandler R., Grinder J., 1976), одной из
существенных причин возникающих у человека проблем является то, что в сознании самопроизвольно
появляются визуальные образы, имеющие негативное эмоциональное значение. Эти спонтанные
образы символизируют, повторно воспроизводят (в терминах нейролингвистического
программирования «репрезентируют») пережитый опыт и отражают внутренние закономерности
функционирования мозга в кодировании и воспроизведении прошлого опыта. Репрезентация опыта
осуществляется и другим путем с помощью вербальных образов (образов речи), кинестетических
(телесных, чувственных), реже вкусовых и обонятельных, однако визуальные образы наиболее
частый вариант кодирования опыта.
|