Терапевтическим вмешательством необходимо добиться с помощью определенной техники,
чтобы событие репрезентировалось другим образом, вызывающим положительные или в крайнем
случае нейтральные эмоции. Отсюда и интерес к разработке специальных М. в., если визуальная
репрезентация опыта является наиболее частым способом презентации вообще. Различные технические
приемы в нейролингвистическом программировании, включающие использование визуальных образов,
строятся по следующей схеме:
1) тщательное изучение формального способа презентации проблемы;
2) изучение способа презентации ресурса (позитивного опыта, который презентируется с
помощью субъективно приятных образов);
3) интеграция ресурса с проблемой;
4) проведение теста на эффективность воздействия.
Тщательное изучение способов презентации проблемы и ресурса касается формальной стороны
субмодальных различий, которые не затрагивают содержательных характеристик образа. Важным
отличием М. в. при нейролингвистическом программировании является именно работа с
несодержательными характеристиками визуальной презентации, подобно тому как психиатра меньше
интересует содержание бреда, чем внесодержательные его характеристики (тип манифестации, связь с
реальными событиями жизни и пр.). К формальным субмодальным особенностям зрительных образов
относятся, например, наличие или отсутствие четкой рамки у образа (одна из М. в. называется «прямой
рефрейминг»). Преодоление негативного действия визуального образа требует, чтобы пациент дополнил
образ проблемы рамкой. Учитываются расположение визуального образа во внутреннем пространстве
(вверху, внизу, далеко, близко и др.), ассоциативные или диссоциативные характеристики образа (сам
пациент при воспроизведении образа находится внутри его или снаружи), наличие или отсутствие
цвета (негативные проблемные образы обычно не имеют цвета и подчеркнуто мрачны, а ресурсные
образы чаще воспроизводятся именно в цвете). Важны и другие характеристики: объемность
изображения, контрастность, величина, движение (как слайд или как фильм) и др. Смысл исследования
состоит в том, что выявляются наиболее важные субъективные формальные характеристики, которые
определяют особенности эмоционального реагирования и принцип отнесения визуальных образов к
проблемным (отражающим негативный опыт) и ресурсным (презентирующим субъективно приятный
опыт, способствующим более свободному поведению). Существенным в этой относительности является
то, что при наличии известных закономерностей у каждого человека способность вызывать то или иное
эмоциональное состояние определяется уникальным набором таких субмодальных элементов. В
активной части М. в. предполагается изменение негативного проблемного образа. Существует несколько
принципиальных вариантов изменения визуальных образов, которые соответствуют основным типам
М. в.:
1) прямое видоизменение проблемного образа в ресурсном направлении,
2) интеграция в проблемный образ ресурсного образа,
3) изменение расположения образа в контексте других образов континуума.
Примером эффективного прямого видоизменения проблемного образа может быть случай
пациентки С., 36 лет, находившейся в реактивном состоянии после гибели на ее глазах сына, которого
задавила машина. Обычная психотерапия и фармакотерапия не давали ожидаемых результатов,
поскольку большую часть времени С. представляла себе ситуацию катастрофы и чувствовала, что не
может «выйти из этой ситуации». Проблемный образ был объемным и ассоциированным пациентка
находилась как бы внутри этой картины и, находясь там, видела кровь сына, чувствовала, как она льется
по ее рукам. Был использован следующий прием, смысл которого сводился к выведению С. за рамки
проблемной ситуации: при визуализации ассоциативного образа проблемы психотерапевт предлагал
пациентке быстро пересесть на рядом стоящее кресло и наблюдать за собой «со стороны». Эта
процедура повторялась по несколько раз в течение трех-четырех дней, по истечении которых больная
научилась самостоятельно диссоциироваться от проблемного образа, и состояние ее значительно
улучшилось.
Примером интеграции проблемного образа и ресурса может служить М. в. «взмах». Суть ее
заключается в том, что в проблемный образ помещается уменьшенный, но более интенсивный
потенциально ресурсный образ, который при интенсификации проблемного образа «разворачивается и
|