Navigation bar
  Print document Start Previous page
 289 of 825 
Next page End  

вытесняет проблемный образ» (Бендлер, 1978). Приведем его пошаговую структуру при лечении
неуверенности у М., 28 лет. Первый шаг — определение проблемного образа неуверенности («Когда вы
чувствуете себя неуверенным, то каким вы себя представляете?»). Второй шаг — определение
ресурсного образа («Каким вы себя видите, когда вы уверены в себе?»). Третий шаг — подготовка
ресурсного образа — усиление мощности («Сделайте его еще более привлекательным для вас, например
добавьте яркости и цвета»), перевод в активную форму («Сожмите его в маленький мощный светлый
шарик, готовый развернуться и "взорвать" проблему»), четвертый шаг — интеграция проблемы и ресурса
(«Давайте теперь с этим шариком, готовым к взрыву, пойдем в ситуацию проблемы, и как только вы
увидите образ своей неуверенности, то тут же позвольте вашему светлому шарику развернуться и
взорвать проблему»). Такая операция проделывается несколько раз; после интеграции вновь
визуализируется ресурс, вновь переводится в активную форму и затем вновь интегрируется с
проблемой. Пятый шаг — тест на эффективность («А теперь вновь представьте, пожалуйста, проблему»).
Эффективным считается такой тест, когда при попытке вспомнить проблему спонтанно
воспроизводится ресурсный образ.
Пример третьего варианта М. в. — так называемая «линия времени» — кривая в субъективном
пространстве, которая отражает способ презентации субъективного времени пациента. Построение
«линии времени» сводится к тому, что больной последовательно представляет себе какой-либо простой
образ повторяющегося события. Вспоминая, как происходило это событие в прошлом, и воображая, как
будет происходить оно в будущем, можно обнаружить отличия в месте расположения образа этого
события в зависимости от времени. Наиболее частым вариантом, по мнению авторов
нейролингвистического программирования, является следующая конфигурация «линии времени»:
прошлое — образы событий выстраиваются в часть кривой от самых давних событий снизу слева до
настоящего образа прямо перед глазами; будущее — от настоящего образа прямо перед глазами до
отдаленных событий в будущем вверху слева в субъективном пространстве. Имеет значение и цветовое
оформление образов в различных частях субъективного времени. Считается нормальным следующее
цветовое оформление: прошлое окрашено в приятные светло-коричневые или золотистые тона, образы
четкие; настоящее имеет все цветовые оттенки и соответствует происходящему; образы будущего —
размытые, с оттенками серебристо-голубоватого цвета. Психологический смысл подобного оформления
состоит в том, что для оптимального самочувствия человека необходимо воспринимать прошлое как
отдаленное и приятное, настоящее как яркое и разнообразное, а будущее как отдаленное и манящее. При
наличии проблем возможны нарушения в «конструкции линии времени» — искажения, узлы, разрывы и
др.
Хотя М. в. получили известное распространение, однако до настоящего времени не проводилось
научных исследований по определению их эффективности и значения в практической психотерапии.
МЕХАНИЗМЫ ГРУППОВОЙ ДИНАМИКИ ПО БАЙОНУ. Английский психоаналитик, один
из виднейших теоретиков психологии групп и групповой психотерапии Байон (Bion W. R.) опыт
групповой работы получил во время Второй мировой войны, будучи директором реабилитационного
центра военного психиатрического госпиталя. В дальнейшем работал в клинике Тависток в Лондоне,
изучая психодинамику малых групп.
Исходной теоретической предпосылкой концепции Байона являются идеи Фрейда (Freud S.) и
Кляйн (Klein M.) о психодинамических механизмах групповых ситуаций. Теория эдипова комплекса
демонстрирует огромную важность семейной группы в развитии человека. Гипотезы Кляйн о ранних
объектных отношениях и примитивных защитных механизмах позволяют понять, что первые контакты
ребенка с матерью и другими лицами ближайшего окружения имеют специфическое влияние на
последующее его развитие, поскольку возникающие у ребенка в этих группах эмоции могут
впоследствии реактивироваться в различных ситуациях взрослой жизни.
Наблюдая группы, члены которых имели целью выполнение какого-то общего задания, Байон
обратил внимание на то, что поведение отдельных членов и общегрупповые феномены носят иногда
характер повторяемого специфического стереотипа. Используются средства, которые не могут привести
к решению задачи. Проявляется нерациональность поведения, интеллектуальная скудость в разговоре,
неспособность к критическим суждениям, совершенно нехарактерные для поведения этих же лиц во
внегрупповой ситуации. Возникающие в группе ситуации сопровождаются общими эмоциями, в
Hosted by uCoz