вытесняет проблемный образ» (Бендлер, 1978). Приведем его пошаговую структуру при лечении
неуверенности у М., 28 лет. Первый шаг определение проблемного образа неуверенности («Когда вы
чувствуете себя неуверенным, то каким вы себя представляете?»). Второй шаг определение
ресурсного образа («Каким вы себя видите, когда вы уверены в себе?»). Третий шаг подготовка
ресурсного образа усиление мощности («Сделайте его еще более привлекательным для вас, например
добавьте яркости и цвета»), перевод в активную форму («Сожмите его в маленький мощный светлый
шарик, готовый развернуться и "взорвать" проблему»), четвертый шаг интеграция проблемы и ресурса
(«Давайте теперь с этим шариком, готовым к взрыву, пойдем в ситуацию проблемы, и как только вы
увидите образ своей неуверенности, то тут же позвольте вашему светлому шарику развернуться и
взорвать проблему»). Такая операция проделывается несколько раз; после интеграции вновь
визуализируется ресурс, вновь переводится в активную форму и затем вновь интегрируется с
проблемой. Пятый шаг тест на эффективность («А теперь вновь представьте, пожалуйста, проблему»).
Эффективным считается такой тест, когда при попытке вспомнить проблему спонтанно
воспроизводится ресурсный образ.
Пример третьего варианта М. в. так называемая «линия времени» кривая в субъективном
пространстве, которая отражает способ презентации субъективного времени пациента. Построение
«линии времени» сводится к тому, что больной последовательно представляет себе какой-либо простой
образ повторяющегося события. Вспоминая, как происходило это событие в прошлом, и воображая, как
будет происходить оно в будущем, можно обнаружить отличия в месте расположения образа этого
события в зависимости от времени. Наиболее частым вариантом, по мнению авторов
нейролингвистического программирования, является следующая конфигурация «линии времени»:
прошлое образы событий выстраиваются в часть кривой от самых давних событий снизу слева до
настоящего образа прямо перед глазами; будущее от настоящего образа прямо перед глазами до
отдаленных событий в будущем вверху слева в субъективном пространстве. Имеет значение и цветовое
оформление образов в различных частях субъективного времени. Считается нормальным следующее
цветовое оформление: прошлое окрашено в приятные светло-коричневые или золотистые тона, образы
четкие; настоящее имеет все цветовые оттенки и соответствует происходящему; образы будущего
размытые, с оттенками серебристо-голубоватого цвета. Психологический смысл подобного оформления
состоит в том, что для оптимального самочувствия человека необходимо воспринимать прошлое как
отдаленное и приятное, настоящее как яркое и разнообразное, а будущее как отдаленное и манящее. При
наличии проблем возможны нарушения в «конструкции линии времени» искажения, узлы, разрывы и
др.
Хотя М. в. получили известное распространение, однако до настоящего времени не проводилось
научных исследований по определению их эффективности и значения в практической психотерапии.
МЕХАНИЗМЫ ГРУППОВОЙ ДИНАМИКИ ПО БАЙОНУ. Английский психоаналитик, один
из виднейших теоретиков психологии групп и групповой психотерапии Байон (Bion W. R.) опыт
групповой работы получил во время Второй мировой войны, будучи директором реабилитационного
центра военного психиатрического госпиталя. В дальнейшем работал в клинике Тависток в Лондоне,
изучая психодинамику малых групп.
Исходной теоретической предпосылкой концепции Байона являются идеи Фрейда (Freud S.) и
Кляйн (Klein M.) о психодинамических механизмах групповых ситуаций. Теория эдипова комплекса
демонстрирует огромную важность семейной группы в развитии человека. Гипотезы Кляйн о ранних
объектных отношениях и примитивных защитных механизмах позволяют понять, что первые контакты
ребенка с матерью и другими лицами ближайшего окружения имеют специфическое влияние на
последующее его развитие, поскольку возникающие у ребенка в этих группах эмоции могут
впоследствии реактивироваться в различных ситуациях взрослой жизни.
Наблюдая группы, члены которых имели целью выполнение какого-то общего задания, Байон
обратил внимание на то, что поведение отдельных членов и общегрупповые феномены носят иногда
характер повторяемого специфического стереотипа. Используются средства, которые не могут привести
к решению задачи. Проявляется нерациональность поведения, интеллектуальная скудость в разговоре,
неспособность к критическим суждениям, совершенно нехарактерные для поведения этих же лиц во
внегрупповой ситуации. Возникающие в группе ситуации сопровождаются общими эмоциями, в
|