Navigation bar
  Print document Start Previous page
 294 of 825 
Next page End  

10) альтруизм.
Ранжирование механизмов лечебного действия произведено на основе опроса 266 участников
психотерапии из 88 семей. Наиболее важными механизмами, которые формируются первыми и
оказывают самое интенсивное влияние на коррекцию дисфункциональных отношений в семьях,
признаны первые четыре.
В качестве механизмов лечебного действия рассматривается и ряд других, специфичных для
семейной психотерапии. В последнее десятилетие разработана технология присоединения
психотерапевта к семье как к системе и к отдельным ее членам, которая существенно катализирует
процесс семейной психотерапии:
1) установление конструктивной дистанции;
2) приемы мимезиса и синхронизации дыхания психотерапевта и заявителя проблемы;
3) присоединение по просодическим характеристикам речи к заявителю проблемы и
использование в речи предикатов, отражающих доминирующую репрезентативную систему этого
заявителя;
4) принятие психотерапевтом «семейного мифа» и сохранение семейного статус-кво, т. е.
публичного защитного образа и той структуры семейных ролей, которые демонстрирует семья во время
психотерапии.
Эти действия психотерапевта способствуют снижению уровня эмоционального напряжения и
тревоги, которые есть у членов семьи, впервые решившихся на раскрытие семейных тайн объективному
наблюдателю (Minuchin S., 1974; Satir V., 1988; Эйдемиллер Э. Г., 1994). Разработана технология
формулирования психотерапевтического запроса, создающая условия для резонанса целей, паттернов
эмоционального реагирования у участников психотерапии, вследствие чего катализируется сам процесс
семейной психотерапии. Использование парадигмы системного подхода способствовало изменению
роли семейного психотерапевта: из роли объективного, директивного, принимающего и отстраненного
интерпретатора он перешел в роль директивного, эмпатичного и отстраненного, но включенного в
контекст семейных отношений в качестве одного из его элементов. Этот элемент имеет личностный и
профессиональный ресурс и устанавливает связи между другими элементами семейной системы путем
инициатив, инструкций, исходя из требований психотерапевтического запроса. Эти инициативы
психотерапевта адресованы представителям разных подсистем семьи с целью активизации их
деятельности и тем самым ослабления активности других подсистем. Психотерапевт также создает
условия для того, чтобы члены семьи устанавливали такие внешние и внутренние границы, при
которых был бы возможен свободный обмен энергией и информацией. Такие действия психотерапевта
вызывают в семейной системе сильные флюктуации, в результате которых семейная система пробует
усложнять и дифференцировать свой опыт приспособительного поведения.
Исследования, проведенные в последние годы, показали, что резонанс целей, достигаемый в
процессе психотерапии, проработка целеполагания («создание рамки психотерапевтических целей» на
фоне трансовых изменений сознания) также относятся к эффективным механизмам лечебного действия в
семейной психотерапии и консультировании (Эйдемиллер Э. Г., 1994).
МОДЕЛИРУЮЩАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Разработана Бандурой (Bandura A.) и его
сотрудниками на основе его же теории научения.
Последняя явилась обобщением работ по
подражательному научению, имитации, идентификации, социальному научению,
социальному
облегчению, индуцированному поведению.
Теория научения Бандуры может быть отнесена к когнитивно-социальным концепциям,
поскольку автор для объяснения обучения новому поведению и преобразования имеющихся
стереотипов поведения использовал понятие когнитивных схем — промежуточных переменных,
определяющих реакцию на стимул, а также учитывал социальные условия, в которых происходит
научение. Для этой когнитивной теории научения, так же как и для других, характерно выделение двух
фаз: фазы приобретения какого-либо стереотипа поведения и фазы исполнения данного стереотипа. В
первой фазе у человека формируются когнитивные схемы. Для этого достаточно лишь обучения с
помощью наблюдения. Схемы могут формироваться и впоследствии храниться на когнитивном уровне
без реализации. К хранению информации имеют отношение две системы: образная и вербальная. При
этом важную роль играет процесс скрытого упражнения, осуществляемого на чисто когнитивном
Hosted by uCoz