10) альтруизм.
Ранжирование механизмов лечебного действия произведено на основе опроса 266 участников
психотерапии из 88 семей. Наиболее важными механизмами, которые формируются первыми и
оказывают самое интенсивное влияние на коррекцию дисфункциональных отношений в семьях,
признаны первые четыре.
В качестве механизмов лечебного действия рассматривается и ряд других, специфичных для
семейной психотерапии. В последнее десятилетие разработана технология присоединения
психотерапевта к семье как к системе и к отдельным ее членам, которая существенно катализирует
процесс семейной психотерапии:
1) установление конструктивной дистанции;
2) приемы мимезиса и синхронизации дыхания психотерапевта и заявителя проблемы;
3) присоединение по просодическим характеристикам речи к заявителю проблемы и
использование в речи предикатов, отражающих доминирующую репрезентативную систему этого
заявителя;
4) принятие психотерапевтом «семейного мифа» и сохранение семейного статус-кво, т. е.
публичного защитного образа и той структуры семейных ролей, которые демонстрирует семья во время
психотерапии.
Эти действия психотерапевта способствуют снижению уровня эмоционального напряжения и
тревоги, которые есть у членов семьи, впервые решившихся на раскрытие семейных тайн объективному
наблюдателю (Minuchin S., 1974; Satir V., 1988; Эйдемиллер Э. Г., 1994). Разработана технология
формулирования психотерапевтического запроса, создающая условия для резонанса целей, паттернов
эмоционального реагирования у участников психотерапии, вследствие чего катализируется сам процесс
семейной психотерапии. Использование парадигмы системного подхода способствовало изменению
роли семейного психотерапевта: из роли объективного, директивного, принимающего и отстраненного
интерпретатора он перешел в роль директивного, эмпатичного и отстраненного, но включенного в
контекст семейных отношений в качестве одного из его элементов. Этот элемент имеет личностный и
профессиональный ресурс и устанавливает связи между другими элементами семейной системы путем
инициатив, инструкций, исходя из требований психотерапевтического запроса. Эти инициативы
психотерапевта адресованы представителям разных подсистем семьи с целью активизации их
деятельности и тем самым ослабления активности других подсистем. Психотерапевт также создает
условия для того, чтобы члены семьи устанавливали такие внешние и внутренние границы, при
которых был бы возможен свободный обмен энергией и информацией. Такие действия психотерапевта
вызывают в семейной системе сильные флюктуации, в результате которых семейная система пробует
усложнять и дифференцировать свой опыт приспособительного поведения.
Исследования, проведенные в последние годы, показали, что резонанс целей, достигаемый в
процессе психотерапии, проработка целеполагания («создание рамки психотерапевтических целей» на
фоне трансовых изменений сознания) также относятся к эффективным механизмам лечебного действия в
семейной психотерапии и консультировании (Эйдемиллер Э. Г., 1994).
МОДЕЛИРУЮЩАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Разработана Бандурой (Bandura A.) и его
сотрудниками на основе его же теории научения.
Последняя явилась обобщением работ по
подражательному научению, имитации, идентификации, социальному научению,
социальному
облегчению, индуцированному поведению.
Теория научения Бандуры может быть отнесена к когнитивно-социальным концепциям,
поскольку автор для объяснения обучения новому поведению и преобразования имеющихся
стереотипов поведения использовал понятие когнитивных схем промежуточных переменных,
определяющих реакцию на стимул, а также учитывал социальные условия, в которых происходит
научение. Для этой когнитивной теории научения, так же как и для других, характерно выделение двух
фаз: фазы приобретения какого-либо стереотипа поведения и фазы исполнения данного стереотипа. В
первой фазе у человека формируются когнитивные схемы. Для этого достаточно лишь обучения с
помощью наблюдения. Схемы могут формироваться и впоследствии храниться на когнитивном уровне
без реализации. К хранению информации имеют отношение две системы: образная и вербальная. При
этом важную роль играет процесс скрытого упражнения, осуществляемого на чисто когнитивном
|