Navigation bar
  Print document Start Previous page
 295 of 825 
Next page End  

уровне, преимущественно в одной из двух указанных систем (образной или вербальной). Поэтому
упражнения, выполняемые на когнитивном уровне (когнитивное моделирование), играют важную роль
в М. п.
Бандура установил, что подкрепление играет существенную роль не в фазе приобретения, а лишь
в фазе исполнения.
При рассмотрении научения с помощью модели как процесса целесообразно выделить несколько
функций, которые должны быть освоены.
1. Наблюдатель приобретает новый стереотип поведения, который отсутствовал ранее в его
репертуаре.
2. Наблюдение за моделью укрепляет или ослабляет определенные стереотипы поведения.
Наблюдение позитивных следствий определенного поведения укрепляет эти стереотипы, и наоборот.
3. Наблюдение за моделью повышает функцию дискриминации раздражителя, имеющего
характер положительного или отрицательного подкрепления.
С помощью методик моделирования решаются следующие задачи: построение новых
стереотипов поведения, угашение имеющихся неадаптивных стереотипов, облегчение проявления слабо
представленных в репертуаре пациента стереотипов.
При использовании методики символического моделирования ставится задача видоизменения
стойкого стереотипа поведения с постепенной заменой его другим в воображении. Методика «шейпинг»
позволяет сформировать и укрепить альтернативное поведение с помощью ряда поэтапных малых
шагов. При модификации сложного стереотипа пациент обучается в процессе многократно
выполняемых действий-проб, сравнивая свои достижения с моделью как с эталоном. Обычно
используется методика терапии фиксированных ролей Келли (Kelly G. А.). Пациент неоднократно решает
одну и ту же задачу, все время модифицируя свое поведение, пока не будет освоено несколько
оптимальных способов достижения цели, после чего тренировки переносятся в повседневную жизнь.
Стойкость выработанного нового стереотипа поведения проверяется и укрепляется в условиях
нарастающего давления со стороны участников тренинговой группы,
мешающих пациенту достичь
выбранной цели.
С точки зрения М. п. в ходе наблюдения за моделью часто возникают и эмоциональные реакции.
Поэтому технические приемы модификации эмоциональных состояний (сходные с предыдущими)
разработаны для угашения симптомов, в структуре которых аффективные негативные нарушения
являются доминирующими (фобии, тревога, депрессия), или для укрепления позитивных эмоций, таких
как радость, хорошее настроение, сексуальное возбуждение и др. Примером подобной методики является
контактная десенсибилизация, при которой модель выполняет желательные стереотипы поведения
нарастающей трудности. Задача пациента состоит в следовании за моделью. В случае затруднений
желательный стереотип выполняется психотерапевтом и пациентом одновременно и только в
дальнейшем самостоятельно пациентом.
МОЛЧАНИЕ В ГРУППЕ. Одна из проблемных ситуаций в психотерапевтической группе или
прием, используемый психотерапевтом. В качестве последнего молчание может быть направлено на
достижение оптимального уровня напряжения в группе, остановки дискуссии для того, чтобы участники
могли обдумать новую информацию, зафиксировать внимание на собственных переживаниях, что-то
переосмыслить, переоценить и пр.
Молчание в психотерапевтической группе как проблемная ситуация возникает довольно часто и
характеризуется различной продолжительностью: от кратких пауз в процессе дискуссии до относительно
длительных периодов молчания (10-20 минут). М. в г. может вызывать тревогу, страх, неуверенность,
пассивность, замкнутость, агрессивность, сопротивление, быть выражением протеста или усталости,
способствовать росту напряжения или расслаблению. Вопрос о продуктивности или непродуктивности
М. в г. связан прежде всего с уровнем напряжения. Продолжительное М. в г., как правило, вызывает
рост напряжения (одновременно оно может являться и следствием последнего) и свидетельствует о
наличии внутригрупповых проблем и конфликтов, что может быть продуктивно использовано в
качестве ценного материала в процессе психотерапии. Однако слишком длительное М. в г. приводит к
падению напряжения, так как пациенты в конце концов могут отвлечься от актуальной групповой
ситуации и погрузиться в собственные мысли, воспоминания, переживания, не связанные с групповым
Hosted by uCoz