процессом, или просто расслабиться и ни о чем не думать. Определить четкие временные границы
продуктивного молчания не представляется возможным (это зависит от актуальной групповой
ситуации), однако обычно этот период не превышает 10 минут.
М. в г. может рассматриваться как продуктивное, если оно вызывает оптимальный уровень
напряжения в группе и связано: а) с поиском участниками группы актуальной темы дискуссии и
подходов к ней (часто такая ситуация возникает в начале психотерапевтического занятия), б) с
неуверенностью, тревогой, страхом перед самораскрытием и обсуждением собственных проблем и
конфликтов, в) с необходимостью перехода на более глубокий уровень обсуждения проблемы, г) с
внутригрупповыми конфликтами, д) с недостаточной степенью групповой сплоченности, отсутствием
необходимого уровня поддержки, принятия и безопасности, е) с тупиковой, с точки зрения пациентов,
ситуацией в группе, ж) с новой информацией, которую членам группы необходимо переработать, и т. д.
М. в г. является продуктивным только в том случае, если в дальнейшем ее участники говорят о своих
чувствах, возникших в этот период, анализируют их и обсуждают их причины и причины молчания.
Обычно групповой психотерапевт сам не прерывает молчания (в особенности это относится к
молчанию в начале психотерапевтического занятия). Конструктивное вмешательство психотерапевта в
подобных ситуациях предполагает концентрацию внимания группы и ее активности на обсуждении
чувств пациентов, смысла и причин молчания или собственный комментарий психотерапевта.
Групповой психотерапевт должен контролировать периоды М. в г., понимать его смысл, значение и
причины, а также четко представлять собственные цели и задачи при использовании М. в г. в качестве
приема.
См. также Групповая психотерапия, Фазы развития психотерапевтической группы.
МОРЕНО Джекоб Леви (Moreno J. L, 1892-1974). Автор психодрамы,
метода групповой
психотерапии. Родился в Румынии, образование получил в Вене, где в 1917 г. защитил диссертацию. С
1919 по 1927 г. работал психиатром в Австрии, сформулировал принципы групповой психотерапии,
основанные на социометрии, изучении межличностных отношений в группе людей. М. ввел термин
«социатрия» представление о неправильной организации групп и о том, как контролировать
отклоняющееся групповое поведение (аналогично психиатрии). В 1927 г. М. переехал в США, где
работал психиатром и был известным специалистом по психодраме. С 1936 г. до самой смерти
заведовал санаторием Морено в Нью-Йорке. Между 1929 и 1936 гг. основал Театр спонтанности в Вене,
Театр импромптю и Терапевтический театр в Нью-Йорке. В 1964 г. М. был избран почетным
президентом Первого международного конгресса по психодраме. Он преподавал в Колумбийском
университете в Нью-Йорке, читал лекции во многих других университетах Америки и Европы, включая
Чехословакию, Венгрию и Советский Союз. М. основал Американское общество групповой
психотерапии и психодрамы, способствовал изданию журналов «Социометрия и групповая
психотерапия» и «Международный журнал социометрии и социатрии». В 1946 г. вышли в свет три тома
его «Психодрамы», а в 1966 г. «Международное пособие по групповой психотерапии».
М. был противником психоанализа Фрейда (Freud S.), считая его искусственным миром снов и
слов, возникающим в кабинете. Он делал упор на действия и поведение в естественных условиях,
относя сюда и методы ролевого тренинга.
Психодрама основана на встрече (энкаунтер), главным
принципом которой является антимимесис (антиподражание). Динамические процессы в психодраме
возникают из-за двух противоположных тенденций: встреча (энкаунтер) является аспектом
антимимесиса, театрализация подразумевает подражание (мимесис). Предметом встречи, психодрамы
является сам человек, которого М. называет «Ты». Цель состоит в том, чтобы обнаружить истину, при
помощи «драмы» проигрывая разные чувства.
М. считал, что психодрама «помогает протагонисту построить мост между ролью, которую он
играет, и его повседневным существованием, выйти за пределы реальной, обычной жизни,
почувствовать всю глубину существования, подойти насколько возможно близко к высочайшей форме
встречи (энкаунтера), на какую он только способен... достичь высочайшей точки существования...
глубочайшей сущности жизни...» Для психодрамы необходимы 5 элементов: сцена, субъект/пациент,
режиссер, группа для психотерапевтической помощи, или добавочные Эго, и аудитория.
Субъект/пациент изображает самого себя на сцене, проигрывая роли, которые можно применить
к прошлым событиям и к настоящим проблемам. Происходит это спонтанно; основная задача дать
|