субъекту возможность «быть на сцене тем, кем он действительно является, более глубоко и определенно,
чем это получается у него в повседневной жизни». Режиссер выполняет роль постановщика,
психотерапевта и аналитика, интерпретируя драму иногда для актеров, иногда для зрителей.
Вспомогательные Эго, или терапевтические актеры, выполняют 3 функции: играют различных
персонажей в жизни субъекта, направляют его, играют роль «социальных исследователей». Аудитория
состоит из родственников и соседей субъекта и преследует двойную цель: помочь субъекту или стать
субъектом в смысле обмена ролями.
Можно использовать различные варианты психодрамы. В психотерапевтическом монологе
пациент проигрывает чувства, возникающие у него в реальной ситуации. Так как в действительности
люди не могут наблюдать эти чувства, они не реагируют на поведение пациента. В множественном
дублировании несколько других актеров проигрывают роль пациента, но в разные периоды его жизни.
Один из них может представлять пациента в данный момент, другой 5 лет назад, третий в период
жизненного кризиса. В упражнении «зеркало» пациент включается в группу и наблюдает кого-то, кто
принял на себя его роль.
М. утверждал, что он добился большего катарсиса и эмоционального облегчения, которые, по
крайней мере, частично разрешают психологические проблемы, при помощи психодрамы, чем это делал
Фрейд, лишь разговаривая с пациентом. Для М. игра ключ к реальности.
МОРИТА-ТЕРАПИЯ. Основные теоретические положения, которые легли в основу этого
метода психотерапии, были изложены в книге Морита (Morita S.), изданной в Японии в 1921 г.
В концепции автора, испытавшего на себе огромное влияние японской культуры, центральным
является понятие личности шинкейшицу. В личности шинкейшицу находит отражение специфика
межличностных отношений в Японии: взаимная зависимость людей, пронизывающая всю жизнь
народа, семью, школу, общину, политические партии и т. д. Эта взаимозависимость формировалась
под воздействием географического многоостровного положения страны, народ которой периодически
страдал от тайфунов, землетрясений, а в прошлом и от голода. Только в коллективных усилиях и
взаимопомощи жители страны находили защиту от стихийных бедствий и отстаивали свое право на
жизнь. В то же время необходимость в постоянной поддержке усиливала зависимость людей друг от
друга. Чувство безопасности строилось на высокой чувствительности индивида и непременном учете
им чувств окружающих его людей. Оскорбляя чувства других, индивид рисковал остаться в трудную
минуту без помощи. Условием целесообразного поведения становилась поэтому необходимость
производить хорошее впечатление на окружающих. Чтобы избежать напряжения, которое в этих
специфических социокультурных условиях может стать для большинства людей источником
постоянного стресса при общении, были выработаны многочисленные, близкие к ритуалам формы
общественного поведения.
В таких условиях у человека с определенной предрасположенностью может возникнуть боязнь
отношений с людьми, боязнь людей, проявляющаяся, в частности, в напряженном выражении лица и
его легком покраснении, избегании чужого взгляда, запинках в речи и заикании. «В этих симптомах,
считает Морита, нет ничего странного или патологического. Это реакции, свойственные всем, но,
поскольку вы воспринимаете их как болезненные, они становятся таковыми». Особенно страдают от
этих симптомов индивиды с чертами личности шинкейшицу. Сам автор ограничивал применение своей
системы психотерапии лицами только этого типа. В современной японской психиатрии термин
«шинкейшицу» обозначает лишь особый тип личности, а в случае, когда хотят подчеркнуть характерные
для этой личности болезненные расстройства, используют термин «шинкейшицу-шо». Тип личности
шинкейшицу противоположен истерическому типу (которому М.-т. не показана). Основные характерные
особенности личности шинкейшицу: большая жизненная сила и воля (часто неосознаваемые человеком,
поскольку они направлены главным образом на самосохранение); своеобразное мышление по типу
«илиили», «все или ничего» и т. д., поэтому шинкейшицу концентрирует все внимание на своих
психических и физических качествах и становится крайне сенситивным ко всему, что их касается,
отсюда склонность к ипохондрическим образованиям как главная характеристика шинкейшицу. При
заострении указанных черт формируется личность со следующими особенностями: стремлением к
«абсолютной безопасности», «безупречному состоянию здоровья» основным стандартам жизненных
ценностей; стремлением к абсолютам через поиски совершенного, наилучшего; эгоцентрическими
|