комфортные «психоакустические параметры звуковой атмосферы». В этой предварительной части М. р.
т. п. З. психотерапевт является наиболее активным участником психотерапевтического процесса, а
пациент является ведомым.
На этапе основного процесса прослушивается музыкальная программа совместно с врачом,
самостоятельно и в группе.
Каждый вариант имеет свои достоинства и недостатки. Присутствие психотерапевта повышает
значимость происходящего. Самостоятельное прослушивание чаще всего принимает характер домашнего
задания, в этом случае М. р. т. п. З. является вспомогательным инструментом основного варианта
психотерапии, например краткосрочной ее формы. Прослушивание музыкальных программ в группе
может значительно усилить воздействие музыки, способствовать созданию особой атмосферы
коллективного погружения и фантазирования, когда создаются и переживаются сходные образы,
метафоры и эмоциональные состояния. Автором отмечается «погружение» в процесс музыкального
восприятия, напоминающее состояние транса, для которого характерно отключение от внешних
условий, состояние мечтательности и двигательного покоя, обращение внутрь себя. На этапе
психотерапевтической разработки проводится процедура вербализации музыкальных переживаний. Она
предполагает описание образов, возникших при прослушивании музыкальной программы, оттенков
эмоционального состояния, а также более сложных процессов «смыслообразов», переживания
психической трансформации, самовосприятие собственной личности в целом, сложных личностных
мотивов, ценностей и пр. Важным элементом этого этапа является фиксация позитивных изменений и
суггестия желательных результатов. Автором также выделяется процедура так называемого «релакс-
анализа» совместный с пациентом анализ психических процессов в ответ на релаксацию при
прослушивании музыкальных программ. Процедура «релакс-анализа» рассматривается автором как
переработанная известная в психосоматической литературе методика «Relax-analitique» (Stephanos S., De
M'Uzan G., 1976). При рассмотрении «релакс-анализа» как самостоятельного процесса в рамках
музыкальной релаксационной психотерапии предполагается, что отношения между психотерапевтом и
пациентом приобретают определенные закономерности. В частности, предусматривается рассмотрение
следующих планов «релакс-анализа»:
1) «дозирование» (релаксация проводится поэтапно и последовательно);
2) «психомоторная активность» (поощрение активности пациента);
3) «собственно релаксация» (релаксация как способ достижения удовольствия;
4) «осознавание дилеммы» (пациент приобретает опыт разделения ответственности за
собственные эмоциональные переживания в момент релаксации;
5) «переживания табу инцеста» решающий этап терапии психотерапевт уходит как
реальный объект, а пациент принимает всю ответственность на себя.
Задачей этапа посттерапевтического обучения является перенос терапевтических достижений в
жизнь. На этом этапе М. р. т. п. З. пациенту даются задания, он продумывает собственные модели
выхода из трудных ситуаций, преодоления остаточных явлений болезни.
Среди механизмов лечебного действия М. р. т. п. З. выделяются следующие: коммуникативные,
психофизиологические, психодинамические эффекты, сдвиг локуса контроля, плацебо-эффекты.
Автор отмечает, что не предполагается определенной последовательности в применении тех или
иных музыкальных программ. Более важным является индивидуальный план терапии. Иногда
достаточно применения 2-3 программ, выбранных удачным образом, или прослушивания одной
программы несколько раз. Как правило, в курсе лечения предусматривается 6-7 программ.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ. Психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве
лечебного средства.
Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен. Первые попытки
научного объяснения этого феномена относятся к XVII в., а широкие экспериментальные исследования
к XIX в. Большое значение музыке в системе лечения психически больных придавали С. С. Корсаков,
В. М. Бехтерев и другие известные русские ученые. Подробный обзор литературы, посвященной
различным аспектам М., представлен в работах Л. С. Брусиловского (1971), В. Ю. Завьялова (1995),
Швабе (Schwabe Ch., 1974), Галинской (Galinska E., 1977) и др.
Выделяют 4 основных направления лечебного действия М.: эмоциональное активирование в
|