Navigation bar
  Print document Start Previous page
 301 of 825 
Next page End  

Преимуществом метода, по сравнению с императивным, «отменяющим» психологическую
симптоматику гипносуггестивным приемом, по словам Н. В. Иванова, является его применимость не
только в сомнамбулической, но и в любой стадии гипнотического сна, что значительно расширяет его
показания и возможности использования. Основные особенности метода заключаются в его поэтапном
характере. На первом этапе психотерапевт должен добиться хорошего контакта с больным и
определенной психотерапевтической податливости с помощью седативной гипнотерапии. Уже после 3-
4 сеансов наступает некоторое улучшение состояния больного, а психотерапевт получает представление
о степени внушаемости больного, о его наиболее трудно поддающихся устранению симптомах, о
конкретных обстоятельствах его жизни, поддерживающих невротическое состояние. На следующем
этапе лечения, с учетом полученного на первых сеансах материала, применяется система
мотивированных внушений,
т. е. внушений, логически обоснованных, убеждающих, разъясняющих
закономерную необходимость наступления улучшения ввиду принципиальной обратимости
заболевания. Общий план построения системы мотивированных внушений совпадает с проведением
активной психотерапии по Иванову. Сначала внушение направлено на устранение страхов и опасений
больного, связанных с тяжестью его заболевания, и на переключение внимания на различные признаки
улучшения состояния. Затем следует внушение более спокойного реагирования на патогенные
обстоятельства жизни больного, мешающие выздоровлению. И далее, во все более возрастающей
степени, подчеркивается необходимость активного противодействия болезненным страхам и активного
выполнения больным всех мероприятий, способствующих улучшению. В отличие от методики активной
психотерапии, психотерапевт высказывает свои мысли не в форме обсуждения, дискуссии с больным, а
в виде логически обоснованных итоговых формулировок, обобщающих материал, полученный при
очередном посещении больного.
МУЗЫКАЛЬНАЯ РЕЛАКСАЦИОННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ПО ЗАВЬЯЛОВУ. М. р. т. п. З.
— вариант музыкальной психотерапии, при котором главной целью является достижение состояния
мышечной релаксации и психического успокоения с помощью прослушивания специально подобранной
музыки и особой техники работы с пациентом (Завьялов В. Ю., 1995).
В основе М. р. т. п. З. лежит эффект незавершенных действий, описанный Б. В. Зейгарник. По
автору метода релаксационной музыкальной психотерапии, в случае незавершения какого-либо
действия (остановка в движении к цели, фиксация на препятствии и поиск лучших путей реагирования
и приспособления, поиск решения и т. п.) возникает психическое (психоэмоциональное) напряжение.
М. р. т. п. З. «позволяет человеку символически (метафорически), на уровне чувств или образности
создать модели выхода из состояний напряженности и пережить «разрядку» непосредственно как
реальный, ощутимый физически, протекающий в реальном времени процесс. Музыкальная программа
является «метафорическим сообщением» о новых возможностях справиться с трудными
психологическими состояниями, «приглашением» войти в новое психологическое пространство
(музыкальное переживание) и «навигатором» — средством ориентации и выбора оптимального «курса»
прохождения через ограничения и стереотипы мышления, мешающие человеку пережить новый опыт»
(Завьялов В. Ю., 1995).
Важнейшее условие эффективности М. р. т. п. З. — построение «терапевтического контекста»
взаимоотношений между врачом и его пациентом. Музыкальная программа является только средством
психотерапии. Для того чтобы это средство «работало», врачу необходимо точно диагностировать
проблему пациента, проводить предварительное начальное обучение и создавать терапевтические
ожидания и перспективы, вместе с пациентом выбирать достижимые цели, обеспечивать «доступ к
ресурсам» пациента, грамотно анализировать сопротивление разрядке и расслаблению.
Методика М. р. т. п. З. предполагает следующие этапы: предварительное обучение, основной
процесс, «психотерапевтическая разработка», посттерапевтическое обучение.
На предварительном этапе проводится первичное интервью, обучение пациента принципам
релаксации и музыкальной разрядки, создается установка и готовность пациента испытать «музыкальное
переживание». На этом этапе также осуществляется выбор музыки. Автором рекомендуются применять
созданные им музыкальные программы, либо создавать иные музыкальные программы, включающие
музыкальные композиции для релаксации и медитации. Пациент готовится не только к прослушиванию
музыки, но и всего происходящего внутри себя. Для этого создаются условия безопасности и
Hosted by uCoz