самопознанию, личностному росту не приносит успеха, каждый человек, согласно Роджерсу, обладает
этим стремлением к самореализации. Поэтому в процессе психотерапии следует создавать такие
условия, которые максимально облегчают самореализацию. Такое понимание М. в п. также
соответствует модели Фрейда. И у Роджерса стремление к идеалу собственного «Я» является двигателем
изменения и лечения. Но, в противоположность Фрейду, этот двигатель предстает в виде силы, которая
развивается и исцеляет, тогда как у Фрейда М. в п. понимается как фактор, помогающий пациенту
подвергнуться лечению за счет уменьшения «вторичного выигрыша от болезни».
3. В концепциях, основанных на представлениях из области поведенческой психотерапии, М. в п.
рассматривается в известном смысле как явление само собой разумеющееся и необходимое и сводится
лишь к предпосылке успеха психотерапевтического процесса. Никакой завершенной концепции М. в п.
бихевиорально-ориентированные психотерапевты не предлагали, однако в последнее время они все
чаще подчеркивают значение М. в п. И прежде всего внимание акцентируется на мотивирующей
функции беседы с пациентом, основные ориентиры которой прояснение терапевтических ожиданий
больного и побуждение его к активному участию в терапевтическом процессе. Особое значение М. в п.
приобрела в связи с усилением внимания к познавательным процессам и посредничеству
познавательных механизмов в психотерапии. При использовании методов и приемов поведенческой
психотерапии залог успеха самостоятельная и направленная активность больного. В основе лежит
идея, что пациенты, которые активно участвуют в составлении терапевтического плана и понимают
основное содержание процесса лечения, способны к особенно благоприятной мотивации перемен.
Таким образом, психотерапевты различных школ рассматривают мотивацию к психотерапии
своих пациентов как необходимую предпосылку для лечения, а при ее моделировании между разными
школами отсутствуют существенные различия (Kunzel R., 1982).
Общая стратегия поведения психотерапевта в случае недостаточной мотивации выглядит по
Волбергу (Wolberg L. R.) следующим образом: осознание и отражение негативных чувств пациента по
поводу терапии психотерапевта; указание на то, что эти чувства понимаются и принимаются;
выражение нейтрального отношения к тому, насколько необходима пациенту психотерапия, до тех пор,
пока не станет известно больше информации о проблемах пациента; когда необходимые психотерапевту
факты будут известны, он может выразить мнение, что пациенту может понадобиться курс терапии и
что он может получить пользу от этого. Попытка установить побудительный мотив для психотерапии:
сочувствие переживаниям пациента, если пациент продолжает отрицательно относиться к терапии или
отказывается рассказывать о себе, а также попытка справиться с тем, что находится за пределами его
чувств; работа над неправильным представлением пациента о психотерапии, причем на вопросы
следует давать максимально прямые ответы; удерживаться от «продажи» пациенту терапии, уважая
мнение, которое примет пациент по отношению к терапии; принятие пациента, даже если он
согласился на терапию из-за внешнего давления или по другим причинам.
Для пациентов мотивация к психотерапии выполняет прежде всего функцию поддержки: перед
началом лечения ее усиливает стремление получить информацию о том, где можно лечиться; в начале
лечения она помогает пациенту освоиться со своим положением и избавиться от несбыточных
ожиданий; в процессе лечения она помогает пациенту переносить напряжение, трудности и перемены,
обусловленные психотерапией, и не отступать при неудачах. Для психотерапевтов мотивация
пациентов к терапии выполняет прежде всего прогнозирующую функцию: прогноз успеха излечения тем
благоприятнее, чем сильнее оказывается мотивация к психотерапии по отношению к стремлению
избежать лечения (вызванному в первую очередь «вторичным выигрышем от болезни»); это имеет
значение, однако, только в случае, когда у пациента отсутствует очень сильная мотивация к
психотерапии. Проводя психотерапию, врач по мере сил укрепляет мотивацию пациента, создавая
предпосылки для конструктивных перемен.
МОТИВИРОВАННОЕ ВНУШЕНИЕ ПО ИВАНОВУ. Относится к гипносуггестивным методам
психотерапии. Предложено Н. В. Ивановым (1959) в качестве вспомогательного метода в случаях, когда
психотерапевтические беседы не дают быстрых ощутимых результатов или если больные нуждаются в
том, чтобы встречи с психотерапевтом носили характер определенного лечебного мероприятия,
лечебной «процедуры». В методике используется логически обоснованное «мотивированное внушение
во внушенном сне» (Бехтерев В. М.; Л¸венфельд (Lowenfeld I.)), применявшееся К. И. Платоновым.
|