предыдущих этапах, терапия была направлена на создание у больного нового отношения к своим
симптомам и на развитие спонтанного интереса и стремления к деятельности, изживая таким образом
тенденции шинкейшицу, то цель последнего этапа подготовка его к жизни, к возвращению в
общество. Дневник заполняется положительными эмоциями, пациенту поручаются задания, за которые
он несет ответственность и которые должен выполнять независимо от своего отношения к ним. Теперь
можно читать, но немного и только о предметах практических.
После завершения М.-т., представленной в указанных четырех стадиях, у пациента
вырабатывается реалистическое спонтанное отношение к жизни. Новый опыт, полученный во время
работы, позволяет ему преодолеть стремление к максимализму. Шинкейшицу трансформируется в более
динамичную, продуктивную личность.
М.-т. показана при ипохондрическом неврозе, неврозе страха, неврозе навязчивых состояний, а
также психогенных реакциях, возникающих у гиперсенситивной акцентуированной личности.
Противопоказана при истерическом неврозе и состоянии с гипобулическим компонентом.
Система Морита представляет собой попытку соединения психотерапии (в ее медицинской
модели) с учением дзэн-буддизма, хотя сам автор утверждал, что его теория и терапия не имеют ничего
общего с идеями дзэн. Определенное сходство тем не менее существует, на что указывает большинство
авторов. Так, Морита подчеркивает преходящий характер психических явлений у человека, так же как и
Доген (Dogen) основатель секты содо («Изучающие дзэн, говорит Доген, должны начинать с
осознания преходящего характера мировых явлений»). Морита большое значение придает опыту. «Нет
необходимости искать правду, просто отбросьте концепции, и правда придет» (по дзэн). Уже
указывалось, что на первом этапе М.-т. пациент по собственной воле изолируется от внешнего мира и
находится наедине с самим собой. Когда ученик сидит со скрещенными ногами в позе лотоса и
сосредоточивается на своих проблемах, ему также не позволяют разговаривать, даже с учителем.
Отношение к труду близко в М.-т. и в дзэн-буддизме.
Указывается на связь между М.-т. и экзистенциальным анализом. Однако, как отмечают Каваи и
Кондо (Kawai H., Kondo A., 1960), М.-т. более реалистична, чем терапия, основанная на
экзистенциальном анализе.
На Западе наряду с интересом к психотерапевтическим методам экзистенциально-
гуманистического направления возрастает интерес также к М.-т. Однако тесная связь теории и практики
этого метода с японской культурой, сугубо национальный ее характер являются известным
препятствием на пути интеграции М.-т. в западную психотерапию. Насколько она применима в этих
социокультурных условиях покажет будущее.
МОТИВАЦИЯ В ПСИХОТЕРАПИИ. Основные концепции, в которых нашли отражение
значение и структура мотивационного фактора в психотерапии, можно свести к 3 основным группам:
1. Концепции психоаналитические, в основании которых представления Фрейда (Freud S.) о
«давлении страданий» как о предпосылке, заставляющей пациентов прибегнуть к психотерапии.
Двигателем психотерапии в этом случае являются страдания пациентов и возникающее из-за них
стремление к выздоровлению. Мотивация к психотерапии вызывает у пациента активные действия в
терапевтическом направлении, хотя конструктивным переменам может противодействовать
«вторичный выигрыш от болезни». Согласно этой модели, перемены возможны только тогда, когда
мотивация к психотерапии оказывается сильнее, чем условная желательность заболевания.
Концепция Фрейда в качестве основной предпосылки и детерминанты в структуре мотивации к
психотерапии не утратила своего значения до настоящего времени. Более дифференцированно, чем
Фрейдом, эта проблема рассматривалась Доллардом и Миллером (Dollard J. A., Miller N. Е., 1950).
Согласно их модели, тенденция уклонения от психотерапии обусловливается гордыней, стыдом перед
признанием того факта, что человек не может самостоятельно решить свои проблемы, неприятным
чувством беспомощности, страхом перед отношением окружающих. Стремление к лечению обусловлено
страданиями, ограничениями вследствие нарушений, желанием перемен, собственной постановкой
целей и, не в последнюю очередь, давлением со стороны партнеров по социуму, общению.
2. В клиент-центрированной психотерапии Роджерса (Rogers С. R.) М. в п. определяется
желанием человека реализовать себя, свои способности, выявить все возможности организма и оказать
на него стимулирующее действие. Даже если из-за различных обстоятельств стремление к
|