Navigation bar
  Print document Start Previous page
 304 of 825 
Next page End  

sensibility), представления (I — images), когниции (С — cognitions), взаимоотношения с другими людьми (I
— interrelations), медикаментозную и другие зависимости (D — drugs).
Как правило, результатом диагностического обследования являются отдельные выводы и
психотерапевтические мероприятия, направленные на коррекцию нарушений в каждой из
перечисленных сфер.
Положительный опыт М. п. Л. отмечен при лечении сексуальных нарушений, депрессивных
состояний, фобий, психосоматических расстройств, нарушений поведения у детей (Brunnell L. F., 1978;
Roberts Т. K. et. al., 1980). М. п. Л. противопоказана в случаях, когда столь интенсивное обследование
приводит к перегрузке пациента, а также когда требуется узкоспециализированное воздействие.
МЯСИЩЕВ Владимир Николаевич (1893-1973). Видный русский ученый, психиатр и психолог.
С момента окончания в 1919 г. Психоневрологического института в Петрограде и до последнего дня
жизни его научная деятельность была связана с Санкт-Петербургским психоневрологическим
институтом им. В. М. Бехтерева, которым он руководил более 20 лет, и с Санкт-Петербургским
университетом, где он много лет возглавлял кафедру психологии.
Деятельность М., ученика В. М. Бехтерева и А. Ф. Лазурского, характеризовалась большой
глубиной и широтой научных и общественных интересов. После смерти А. Ф. Лазурского М. закончил и
подготовил к печати известный труд своего учителя «Классификация личностей». Его ранние работы
были посвящены исследованию трудовой деятельности человека и трудовому воспитанию детей. В
1921 г. на 1-й Всероссийской конференции по научной организации труда и производства он обосновал
необходимость особой научной дисциплины — эргологии, призванной комплексно изучать процессы
труда на основе данных психологии, физиологии, педагогики и других наук.
Затем М. опубликовал целый ряд исследований в области нейрофизиологии. Особо следует
отметить работы о типологии сочетательно-рефлекторной деятельности человека, соотношении
внешних, анимальных, и внутренних, висцерально-вегетативных, реакций, психогальваническом
рефлексе. Крупные работы М. по изучению кожно-гальванических показателей нервно-психического
состояния человека повлекли за собой широкое применение этого метода в физиологических и
психологических исследованиях здоровых людей, а также для изучения механизмов лечебного действия
и эффективности психотерапии в клинике. Важным направлением в научной деятельности М. являлось
изучение индивидуально-психических особенностей человека, типов личности и характера. Ученый
представлял себе личность и характер не как формально-динамическое, а как структурно-содержательное
целое, определяемое условиями общественно-индивидуального развития. Исследования в этой области
были обобщены в известной монографии (подготовленной совместно с А. Г. Ковалевым) «Психические
особенности человека» (т. 1 — 1957, т. 2 — 1960). Широкую известность в нашей стране получила
разработка М. проблемы отношений человека в норме и патологии. Предложенное им понимание
отношений личности имело важное значение для психологии, медицины и педагогики. Признанием
заслуг М. явилось избрание его членом-корреспондентом Академии педагогических наук.
Немало труда вложил М. в решение проблем медицинской психологии и связанных с этим задач
в области гуманизации медицины. Неслучайно он стал первым председателем проблемной комиссии по
медицинской психологии Академии медицинских наук страны. Исследования в области медицинской
психологии были обобщены в книге «Введение в медицинскую психологию», написанной совместно с
М. С. Лебединским (1966).
М. была разработана клинико-патогенетическая концепция неврозов человека, которая объясняла
их возникновение и течение. При этом понимание неврозов основывалось на синтезе конкретных
исторических условий развития человека и всех особенностей его личности, взаимоотношений с
людьми, а также реакции на сложные обстоятельства в конкретной жизненной ситуации. В основу
понимания невроза было положено напряжение конфликта при неадекватной попытке решения
ситуации.
Логическим следствием создания М. концепции неврозов явилась разработка им системы
патогенетически обоснованной психотерапии при этих заболеваниях (см. Патогенетическая
психотерапия Мясищева).
Сущность системы заключалась в том, что проводимая терапия носила
прежде всего психофизиологический и социально-педагогический характер, при котором больной вновь
обретал смысл жизни посредством самоперевоспитания в ходе преодоления болезни. Учение М. о
Hosted by uCoz